ПСИХОСОМАТИЧЕСКИЙ ПОДХОД В ГЕРОНТОПСИХИАТРИИ > Полезные советы
Тысяча полезных мелочей    

ПСИХОСОМАТИЧЕСКИЙ ПОДХОД В ГЕРОНТОПСИХИАТРИИ

ПСИХОСОМАТИЧЕСКИЙ ПОДХОД В ГЕРОНТОПСИХИАТРИИ

С.Е.Татульян С.В.Васильев Статья в формате PDF 95 KB

Понятия "психосоматические заболевания" и "психосоматическая медицина" укоренились повсеместно лишь в последние десятилетия. К пионерам психосоматики можно отнести Bergmann (1936), Krehl (1936), Alexander (1939, 1948), Deutsch (1939), Dunbar (1946), Weizsaecker (1947) и др. В нашей стране имел место длительный период негативного восприятия психосоматической медицины и психоанализа, но в настоящее время они вызывают значительный интерес, наблюдается увеличение количества научных работ и публикаций по данной тематике. Анализируя развитие психосоматической медицины, В.И.Симаненко и В.А.Ананьев с определенной долей условности выделяют следующие ее основные направления:

  • клинико-эмпирическое;
  • классического психоанализа, из которого вышла теория "символического языка органов";
  • "специфического эмоционального конфликта";
  • "личностных профилей", радикалов, стереотипов поведения и его современный вариант "алекситимии", "оперативного мышления";
  • эмоционального стресса, "стрессорного реагирования";
  • психофизиологическое;
  • психоэндокринное, в том числе психоиммунное;
  • проспективных и хрономедицинских исследований;
  • нейрофизиологическое;
  • "поведенческой медицины".

Изначально в центре внимания психосоматики находились психологические факторы, затем преобладающей стала биомедицинская модель и лишь с конца 70-х годов биопсихосоциальная, предполагающая значимость биологических, психических и социальных факторов в развитии, течении и исходе физических и психических расстройств. В целом, психосоматика представляет собой не столько самостоятельную медицинскую дисциплину, сколько подход, учитывающий многообразие причин возникновения болезней и простирающийся в большом поле исследований. Ее специальный, в том числе исследовательский, интерес направлен на группу психических заболеваний, при которых все факторы играют важную роль. Психосоматика, потеряв свою особую этикетку, развивается в позицию или способ рассмотрения, которые можно обозначить как "интегральная медицина".

В последние годы в структуре населения России отмечается нарастающий процесс старения и увеличения доли пожилых людей, которые составляют около 20% всего населения, а Санкт-Петербург относится к категории "стареющих" городов, здесь процент лиц позднего возраста превышает средние показатели. С увеличением возраста населения растет число психически больных, а также психических нарушений у пожилых людей (собственно функциональные психозы позднего возраста и слабоумие, эндогенные и реактивные психозы, пограничные состояния в позднем возрасте и психосоматические расстройства), что делает актуальной задачу оказания медико-социальной помощи пожилым и старым людям.

Современный пожилой психически больной представляет собой уникальный клинический феномен с точки зрения наличия и сочетания разнообразной по хаpaктеру и течению патологии, конкурирующей по своей прогностической значимости и влиянию на качество жизни пациента. В целом, для больных позднего возраста свойственно:

  • наличие инволюционных функциональных и морфологических изменений со стороны различных органов и систем;
  • полиморбидность;
  • преимущественно хроническое течение заболеваний;
  • атипичность клинических проявлений;
  • наличие "старческих" болезней;
  • социально-психологическая дезадаптация

Многолетний опыт отделения гериатрической психиатрии НИИ им. В.М.Бехтерева показывает, что у психически больных пожилого и старческого возраста наиболее распространенной сопутствующей патологией является: сердечно-сосудистая (гипертоническая болезнь, ИБС, сердечная недостаточность) и эндокринная патология (сахарный диабет, тиреотоксикоз), заболевания печени и почек (холангит, гепатохолецистит, нефрит, мочекаменная болезнь), легких (хронический обструктивный бронхит, бронхиальная астма) и желудочно-кишечного тpaкта (гастриты, язвенная болезнь желудка и 12-перстной кишки, колиты).

Имеющиеся у пожилого больного различные психические и соматические заболевания вызывают так называемый синдром взаимного отягощения, затрудняют их своевременную и правильную диагностику, а также выбор адекватного и безопасного лечения.

В условиях полиморбидности происходит сложное переплетение многих симптомов, может снижаться привычная их диагностическая ценность, и в то же время различные проявления могут потенцировать друг друга, усиливая клинические симптомы.

Патология внутренних органов у больных пожилого и старческого возраста нередко выступает фоном, на котором протекают психические заболевания, иногда - этиопатогенетическим фактором различных психических нарушений. Таким образом, в геронтопсихиатрической клинике единственно возможным является психосоматический подход к больному.



МЯСНАЯ ПРОДУКТИВНОСТЬ БЫЧКОВ ПРИ ВВЕДЕНИИ В РАЦИОН ХИТОЗАНСОДЕРЖАЩИХ ДОБАВОК

МЯСНАЯ ПРОДУКТИВНОСТЬ БЫЧКОВ ПРИ ВВЕДЕНИИ В РАЦИОН ХИТОЗАНСОДЕРЖАЩИХ ДОБАВОК Применение хитинсодержащих препаратов оказывает положительное влияние на мясную продуктивность бычков, а превосходство по хаpaктеристикам химического состава и энергетической ценности мякоти имеют бычки, получавшие сукцинат хитозана. ...

23 04 2024 11:21:53

О ПРИРОДНЫХ ЗАКОНОМЕРНОСТЯХ РАЗМЕЩЕНИЯ ТОРФЯНЫХ РЕСУРСОВ В СОСТАВЕ ПРИРОДНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ КОМПЛЕКСОВ

О ПРИРОДНЫХ ЗАКОНОМЕРНОСТЯХ РАЗМЕЩЕНИЯ ТОРФЯНЫХ РЕСУРСОВ В СОСТАВЕ ПРИРОДНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ КОМПЛЕКСОВ Предложен ландшафтный метод районирования торфяных месторождений. Проведен геосистемный анализ и дана хаpaктеристика торфяных ресурсов. ...

21 04 2024 5:34:32

ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКА ПОНИМАНИЯ КАК ВАЖНЕЙШЕЕ УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ ЦЕЛОСТНОЙ ЛИЧНОСТИ

ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКА ПОНИМАНИЯ КАК ВАЖНЕЙШЕЕ УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ ЦЕЛОСТНОЙ ЛИЧНОСТИ Предложен новый подход к построению педагогической системы учителя. Выделена ее основная цель: формирование навыка понимания. Предложен путь ее реализации, включающий согласование целей обучения, разработку новой программы и новых форм и методов обучения. Выявлены некоторые трудности обучения, затрудняющие формирование навыка понимания. ...

20 04 2024 22:35:22

РОЛЬ ДНЕВНОГО СТАЦИОНАРА ПРИ РЕАБИЛИТАЦИИ БОЛЬНЫХ С ЧЕРЕПНО-МОЗГОВОЙ ТРАВМОЙ И ЭФФЕКТИВНОСТЬ НАПРАВЛЕННОГО ТРАНСПОРТА МЕДИКАМЕНТОВ

РОЛЬ ДНЕВНОГО СТАЦИОНАРА ПРИ РЕАБИЛИТАЦИИ БОЛЬНЫХ С ЧЕРЕПНО-МОЗГОВОЙ ТРАВМОЙ И ЭФФЕКТИВНОСТЬ НАПРАВЛЕННОГО ТРАНСПОРТА МЕДИКАМЕНТОВ Выбрать оптимальный метод введения больных в период реабилитации после черепно-мозговой травмы. Материалы и методы: За 2011 год в Новокуйбышевской центральной городской больницы пролечено 960 пострадавших с черепно-мозговой травмой, из них 780 пострадавших с сотрясением головного мозга. Все пациенты с сотрясением головного мозга, первых семь дней находились на стационарном лечении в условиях травматологического отделения. Под наблюдением врачей нейрохирурга, травматолога, невролога и окулиста, проводилась дегидратационная и симптоматическая терапия. После первой недели стационарного лечения данных пациентов разделили на три равных группы по 260 человек и в дальнейшем их вели по- разному. Результаты: Удовлетворительные результаты лечения получены в первой группе у 252 пациентов (97%), у второй группы 243 пациентов(93%), а в третьей 156 пациентов (60%). Один день дневного стационара в травматологическом отделение в Новокуйбышевской центральной городской больницы НЦГБ стоит 360 рублей, а один день дневного стационара, стоит 190 рублей. Таким образом стоимость лечения пациентов первой группы = (7 + 7)·360 = 5040 рублей, стоимость лечения пациентов второй группы = 7·360 + 7·190 = 2520 + 1330 = 3850 рублей, стоимость лечения пациентов третьей группы = 7·360 = 2520 рублей. Из данных расчетов видно, что пациенты третьей группы, требует меньше расходов, но к сожалению, у них намного хуже результаты лечения. Результаты лечения пациентов первой и второй группы пpaктически одинаковы, а стоимость пациентов второй группы намного меньше. ...

16 04 2024 4:42:14

ДИАГНОСТИКА ПРИ ГРЫЖАХ ПЕРЕДНЕЙ БРЮШНОЙ СТЕНКИ

ДИАГНОСТИКА ПРИ ГРЫЖАХ ПЕРЕДНЕЙ БРЮШНОЙ СТЕНКИ Статья в формате PDF 245 KB...

13 04 2024 11:39:10

КАНДИДОЗНАЯ ИНФЕКЦИЯ

КАНДИДОЗНАЯ ИНФЕКЦИЯ Статья в формате PDF 113 KB...

01 04 2024 10:25:39

МИКРОЭКОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА (ЧАСТЬ II)

МИКРОЭКОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА (ЧАСТЬ II) С экологических позиций излагается представление о человеке как метасистеме, состоящей из макроскопического (тело) и микроскопического (микробиота) компонентов. Последний определяется как биоценоз микроорганизмов — бактерий, простейших, микроскопических грибов и вирусов, встречающийся у здоровых людей. Приводятся некоторые количественные хаpaктеристики микробиоты человека: общее число микроорганизмов, суммарная биомасса, процентное содержание облигатной, факультативной и транзиторной составляющих, время, за которое происходит смена генерации микроорганизмов. Рассматриваются главные системоообразующие факторы, обеспечивающие целостность микробиоты: структурный, метаболический, генетический и информационный. Анализируются взаимоотношения микробиоты и макроорганизма в нормальных физиологических условиях и при патологии. Обсуждаются механизмы развития дисбиозов и патогенетически обоснованные подходы к их коррекции. ...

30 03 2024 18:42:54

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ БИОЛОГИЧЕСКИХ ТЕСТОВ И ЗАДАЧ ДЛЯ ВЫЯВЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ С ПОВЫШЕННЫМ УРОВНЕМ ИНТЕЛЛЕКТА

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ БИОЛОГИЧЕСКИХ ТЕСТОВ И ЗАДАЧ ДЛЯ ВЫЯВЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ С ПОВЫШЕННЫМ УРОВНЕМ ИНТЕЛЛЕКТА В работе приводятся сведения относительно возможности применения тестовых заданий и биологических задач для исследования личностных особенностей учащихся и выявления одаренных детей. Показано, что использование этого подхода может способствовать повышению эффективности выявления школьников с повышенным уровнем интеллекта. ...

29 03 2024 4:44:14

РИТМИЧЕСКАЯ ПРИРОДА ИММУННОГО ОТВЕТА

РИТМИЧЕСКАЯ ПРИРОДА ИММУННОГО ОТВЕТА Статья в формате PDF 122 KB...

25 03 2024 14:37:32

БОРЬБА С КОРРУПЦИЕЙ: УРОКИ ИСТОРИИ

БОРЬБА С КОРРУПЦИЕЙ: УРОКИ ИСТОРИИ Статья в формате PDF 268 KB...

22 03 2024 4:37:36

Еще:
Поддержать себя -1 :: Поддержать себя -2 :: Поддержать себя -3 :: Поддержать себя -4 :: Поддержать себя -5 :: Поддержать себя -6 :: Поддержать себя -7 :: Поддержать себя -8 :: Поддержать себя -9 :: Поддержать себя -10 :: Поддержать себя -11 :: Поддержать себя -12 :: Поддержать себя -13 :: Поддержать себя -14 :: Поддержать себя -15 :: Поддержать себя -16 :: Поддержать себя -17 :: Поддержать себя -18 :: Поддержать себя -19 :: Поддержать себя -20 :: Поддержать себя -21 :: Поддержать себя -22 :: Поддержать себя -23 :: Поддержать себя -24 :: Поддержать себя -25 :: Поддержать себя -26 :: Поддержать себя -27 :: Поддержать себя -28 :: Поддержать себя -29 :: Поддержать себя -30 :: Поддержать себя -31 :: Поддержать себя -32 :: Поддержать себя -33 :: Поддержать себя -34 :: Поддержать себя -35 :: Поддержать себя -36 :: Поддержать себя -37 :: Поддержать себя -38 ::