О ТЕОРИИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА > Полезные советы
Тысяча полезных мелочей    

О ТЕОРИИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА

О ТЕОРИИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА

Жуковский В.И. Статья в формате PDF 178 KB

К зачину второго десятилетия XXI века искусствознание накопило огромный эмпирический материал, крайне нуждающийся в систематизации и научной обработке. Ныне существует целая группа историко-искусствоведческих дисциплин, где собраны, описаны и хронологически градуированы многочисленные памятники архитектуры, скульптуры, живописи. Это превосходные и фундаментальные истории искусства стран Азии, Африки, Америки и Европы от начала времен до начала XXI столетия. Однако классный уровень эмпирического искусствознания с необходимостью требует достойного теоретического уровня. Само обилие объектов для научного исследования вызывает множество вопросов: для чего человеческое сообщество создает, хранит, потрeбляет эти произведения и документы, каковы критерии нужности и полезности для людей таких неоднозначно тpaктуемых вещей как произведения искусства, чем определяется степень их значимости для нас в прошлом, настоящем и будущем? Кроме того, много неясного и внутри самой искусствоведческой науки, которая осознала необходимость выйти из периода коллекционирования и классификации к методологическим и теоретическим концепциям, но не выработала достаточно четких методологических и теоретических ориентиров, чтобы это стало возможным.

Целостная теория - ключ к научной истории и методологии изобразительного искусства. Каждый, кто когда-либо приступал к освоению артефактов мирового искусства, сталкивался с проблемой систематизации постигаемых феноменов. Не только для того, чтобы вместить в себя как можно больше искусствоведческих знаний, но, прежде всего, затем, чтобы понять их фундаментальное основание - что, собственно, отличает произведение искусства от любого другого произведения человеческих рук?

Более того, любой здравомыслящий человек, общавшийся с продуктами художественной деятельности, обязательно задавался следующими вопросами. Зачем человечество со дня своего рождения неустанно производит и производит предметы искусства, в бытовом отношении совершенно лишние для него? Почему для создания этих ненужных в плане жизнеобеспечения человека произведений искусства людское сообщество отряжает лишь архиталантливых и гениальных личностей, а на их приобретение и сохранение тратит уйму денег? Главное, поддается ли единой систематизации бесчисленное множество творений различных видов и жанров искусства, рассеянное во времени и прострaнcтве по континентам, цивилизациям, странам, нациям, народностям, городам и весям? Короче говоря, у каждого человека, приступившего к освоению тех или иных конкретных артефактов, рано или поздно возникает желание обратиться к теории искусства, то есть туда, где с необходимостью должно содержаться концептуальное знание о причинах неизбывного производства и потрeбления людьми во все времена архитектурных, скульптурных и живописных произведений. Недаром светлые головы давно заметили, что, не решив общих вопросов и подменяя их решением частных задач, приходится всякий раз с неизбежностью упираться в общие вопросы и проблему их решения. Как не странно, естественное желание найти ответы на глобальные вопросы искусства довольно быстро превращается в удивление, а затем в недоумение. Дело в том, что в мировом искусствознании, несмотря на его многовековое функционирование, по сей день теории искусства в строго научном смысле слова «теория» просто нет. Сегодня в многочисленной научно-исследовательской литературе под теорией изобразительного искусства, как правило, понимаются различные гуманитарные науки: философская теория познания, эстетика, культурология, социология искусства, психология художественной деятельности и пр.

Реальное противоречие - между насущной потребностью в теории изобразительного искусства и ее пpaктическим отсутствием - вызвало к жизни монографию «Теория изобразительного искусства», вышедшую в издательстве «Алетейя» (г. Санкт-Петербург). Автор прекрасно отдает себе отчет в том, что создание полноценной и фундаментальной теории изобразительного искусства не может быть детищем одного человека. Думается, что это забота многих мастеровитых в своем деле специалистов в течение ряда поколений. Однако уже сейчас реально в конкретном искусствоведческом исследовании выдвинуть ряд концептуальных положений, которые позволяют, заложить фундамент теоретического знания об изобразительном искусстве в единстве произведений различных видов и жанров. Предлагаемая читательскому вниманию монография раскрывает объем и содержание пусть и недостаточных в перечне, но необходимых понятий, с помощью которых искусствоведение, опираясь на законы логики мыслительного процесса, обретет твердую и давно ожидаемую основу.

Монография посвящена исследованию актуальных проблем художественного творчества. В главах книги, имеющих целью формирование современной теории изобразительного искусства, вскрыта насущная потребность человека и человечества в искусстве, рассмотрен процесс про-изводства произведения как иллюзорно-конечной вещи при операционном взаимодействии художника с художественным материалом, а также процесс созидания художественного образа в игровом диалоге-отношении реципиента с произведением-вещью, подчеркнута роль произведения искусства в качестве места встречи конечного человека с бесконечным Абсолютом, развернуто учение о структуре и принципах функционирования самодвижущейся и самоорганизующейся системе художественных образов, обозначена роль носителя концептуальных положений теории, каковым выступает искусствовед в единстве таких его профессиональных аспектов, как знаток, исследователь и майевтик.

Когда оглядываешь проделанную работу, понимаешь, что результат с мизинец, жизнь коротка и силы у порога. Решение той или иной проблемы теории изобразительного искусства с целью придания концепту некоей завершенности и определенности неизменно вызывает к жизни гидру новых вопросов, напоминая Леонардову загадку-притчу про яму, которая растет тем больше, чем больше у нее отнимаешь. Однако думается, что теория изобразительного искусства в том виде, в котором она предложена читательскому вниманию, сложилась. В ней определены главные действующие лица драмы искусства. Их немного, но каждый из участников крайне важен, отчего и требует напомнить о себе.

Это художник и художественный материал - «родители» овеществленного произведения искусства. Это произведение-вещь в облике потенциального творения архитектуры, скульптуры, живописи. Это зритель, без «родительских» способностей которого явление на свет художественного творения немыслимо. Это художественный образ - актуальное создание изобразительного искусства, порожденное любовным союзом произведения-вещи и человека-зрителя. Это система художественных образов в единстве стилевых прострaнcтв Ареаромантизм и Ареаклассицизм, в общности несметного множества блещущих уникальностью «стилевых образцов», «шедевров» и «рядовых» творений. Это искусствовед-профессионал в целостности знатока, исследователя и майевтика.

Всех знаменованных лиц теория изобразительного искусства и продемонстрировала в самостоятельной самоценности, и представила в качестве необходимых органов некоего спасительного организма, призванного из часа в час, изо дня в день, из года в год налаживать живительное, но крайне хрупкое отношение одинокой души людской с беспредельным Духом. Для этого человеку нужно лишь захотеть стать зрителем и в любви совокупиться с художественным творением. Факт существования людей как цело-веков свидетельствует, что организм изобразительного искусства во веки веков функционирует исправно и эффективно.

Книга «Теория изобразительного искусства» обращена не только к тем, кто выбрал искусствоведение своим профессиональным делом - к студентам, аспирантам, преподавателям и умудренным специалистам, каждодневно занимающимся делом постижения тайников изобразительного искусства. Она также ориентирована на оказание помощи тем, кому для личного удовольствия интересно периодически взаимодействовать с подлинными, репродуцированными или выставленными в Интернете творениями мировой архитектуры, скульптуры, живописи.



К ВОПРОСУ О ГЕОМЕТРИИ ИНВЕРСОРА ПОСЕЛЬЕ-ЛИПКИНА

К ВОПРОСУ О ГЕОМЕТРИИ ИНВЕРСОРА ПОСЕЛЬЕ-ЛИПКИНА Статья в формате PDF 409 KB...

02 05 2024 17:20:38

ЛИМФОИДНЫЕ ИЛИ КРОВЕТВОРНЫЕ ОРГАНЫ?

ЛИМФОИДНЫЕ ИЛИ КРОВЕТВОРНЫЕ ОРГАНЫ? Статья в формате PDF 172 KB...

28 04 2024 18:20:16

КОНТЕЙНЕРЫ В МЕТОДОЛОГИИ ПРОГРАММИРОВАНИЯ

КОНТЕЙНЕРЫ В МЕТОДОЛОГИИ ПРОГРАММИРОВАНИЯ Статья в формате PDF 101 KB...

24 04 2024 11:16:27

ИКСОДОВЫЕ КЛЕЩИ И ЖИВОТНОВОДСТВО КУЗБАССА

ИКСОДОВЫЕ КЛЕЩИ И ЖИВОТНОВОДСТВО КУЗБАССА Статья в формате PDF 117 KB...

15 04 2024 19:54:19

МОДЕЛИРОВАНИЕ КВАЗИФРАКТАЛЬНЫХ КОНФИГУРАЦИЙ МЕЖФАЗНЫХ ГРАНИЦ МЕТОДОМ ИТЕРАЦИИ ПРЯМОУГОЛЬНЫХ ГЕНЕРАТОРОВ НА 2D СЕТКАХ

МОДЕЛИРОВАНИЕ КВАЗИФРАКТАЛЬНЫХ КОНФИГУРАЦИЙ МЕЖФАЗНЫХ ГРАНИЦ МЕТОДОМ ИТЕРАЦИИ ПРЯМОУГОЛЬНЫХ ГЕНЕРАТОРОВ НА 2D СЕТКАХ Обсуждены методика и некоторые результаты моделирования вероятных конфигураций межфазных границ на поверхности композиционных материалов, полученные методом итерации прямоугольных генераторов на определенных сетках Кеплера-Шубникова. ...

14 04 2024 13:30:17

Мероприятия, снижающие вредное воздействие отвалов на окружающую среду

Мероприятия, снижающие вредное воздействие отвалов на окружающую среду В статье рассмотрено негативное воздействие отвалов на окружающую среду. Описаны основные явления, возникающие с появлением отвала и их вредное воздействие. Предложены пути предотвращения эрозионных процессов. Описаны мероприятия для сбора и отвода поверхностного стока вод с отвалов. Рассмотрено самовозгорание отвалов и предложена селективная отсыпка их горизонтальными слоями. ...

13 04 2024 4:39:46

ЭКОНОМИКО-МАТЕМАТИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ ПРОЦЕССА ВЫЯВЛЕНИЯ МОНОПОЛИСТА НА РЕГИОНАЛЬНОМ ТОВАРНОМ РЫНКЕ (НА ПРИМЕРЕ ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ)

ЭКОНОМИКО-МАТЕМАТИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ ПРОЦЕССА ВЫЯВЛЕНИЯ МОНОПОЛИСТА НА РЕГИОНАЛЬНОМ ТОВАРНОМ РЫНКЕ (НА ПРИМЕРЕ ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ) Конкуренция является неотъемлемой частью рыночной экономики. В условиях стихийного развития рынка в России здоровая конкуренция явление нечастое. Большинство региональных товарных рынков в стране хаpaктеризуются крайне высоким уровнем монополизма, унаследованным от прежней планово-административной экономики. Борьба с проявлениями монополизма и содействие здоровой рыночной конкуренции актуальная задача сегодняшнего дня, решение которой возможно научно-обоснованными методами экономико-математического моделирования. ...

11 04 2024 23:16:42

БИБЛИОМЕТРИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОЕКТОВ В ОБЛАСТИ ЗНАНИЯ «БИОЛОГИЯ И МЕДИЦИНСКАЯ НАУКА», ПОДДЕРЖАННЫХ РОССИЙСКИМ ФОНДОМ ФУНДАМЕНТАЛЬНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ (ИТОГ 15-ти ЛЕТ)

БИБЛИОМЕТРИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОЕКТОВ В ОБЛАСТИ ЗНАНИЯ «БИОЛОГИЯ И МЕДИЦИНСКАЯ НАУКА», ПОДДЕРЖАННЫХ РОССИЙСКИМ ФОНДОМ ФУНДАМЕНТАЛЬНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ (ИТОГ 15-ти ЛЕТ) Рассмотрена финансовая поддержка инициативных и издательских проектов в области знания «биология и медицинская наука» Российским Фондом Фундаментальных Исследований. Проанализированы количественные хаpaктеристики и динамика результатов конкурсов проектов по разным аспектам нейрофизиологии. ...

09 04 2024 23:20:24

УРОГЕНИТАЛЬНЫЙ БРУЦЕЛЛЕЗ ЧЕЛОВЕКА

УРОГЕНИТАЛЬНЫЙ БРУЦЕЛЛЕЗ ЧЕЛОВЕКА Статья в формате PDF 105 KB...

06 04 2024 12:18:35

ГОРОДСКОЙ ЛАНДШАФТ КАК ЯВЛЕНИЕ КУЛЬТУРЫ

ГОРОДСКОЙ ЛАНДШАФТ КАК ЯВЛЕНИЕ КУЛЬТУРЫ Статья в формате PDF 280 KB...

01 04 2024 10:43:35

ИССЛЕДОВАНИЕ МЕЖМОЛЕКУЛЯРНЫХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЙ В ПРОТЕИН-ПОЛИСАХАРИДНЫХ ГЕЛЯХ МЕТОДОМ Н+ЯМР-РЕЛАКСАЦИИ

ИССЛЕДОВАНИЕ МЕЖМОЛЕКУЛЯРНЫХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЙ В ПРОТЕИН-ПОЛИСАХАРИДНЫХ ГЕЛЯХ МЕТОДОМ Н+ЯМР-РЕЛАКСАЦИИ Методом Н+ЯМР-релаксации изучены межмолекулярные взаимодействия в гелях крахмала в молочной среде. Установлены зависимости скоростей поперечной и продольной релаксаций протонов от концентрации крахмала для водных и молочных систем. Казеин синергетически влияет на гелеобразующую способность крахмала, который иммобилизует воду в молочной среде более активно, чем в водной. На основании исследований температурной зависимости поперечной релаксации доказано образование комплексного геля, представляющего собой сетку из спиральных молекул крахмала, в ячейки которой включены мицеллы и субмицеллы казеина. ...

31 03 2024 17:38:14

НАРУШЕНИЯ ЦЕНТРАЛЬНОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ И ОРГАНОВ ЧУВСТВ СРЕДИ ПОПУЛЯЦИИ МУГАНСКОЙ ЗОНЫ АЗЕРБАЙДЖАНА

НАРУШЕНИЯ ЦЕНТРАЛЬНОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ И ОРГАНОВ ЧУВСТВ СРЕДИ ПОПУЛЯЦИИ МУГАНСКОЙ ЗОНЫ АЗЕРБАЙДЖАНА Среди населения Муганской зоны Азербайджана проведены медико-генетические исследования по выявлению нарушений ЦНС и органов чувств, установлены типы наследования патологий. Путем цитогенетического анализа идентифицированы кариотипы больных синдромом Клайнфельтера. Среди 352 больных с 21 наследственными и врожденными заболеваниями большая часть приходится на моногенные патологии с аутосомно-рецессивным типом наследования, что объясняется кровнородственными бpaками среди родителей пробандов. ...

26 03 2024 11:44:52

ПРОБЛЕМЫ ПЛАТНОСТИ В ОТЕЧЕСТВЕННОМ ЗДРАВООХРАНЕНИИ

ПРОБЛЕМЫ ПЛАТНОСТИ В ОТЕЧЕСТВЕННОМ ЗДРАВООХРАНЕНИИ В статье освещаются спopные вопросы платности медицинской помощи в отечественном здравоохранении. Проанализировано мнение пациентов крупного в Южном Федеральном округе лечебно-профилактического учреждения, ОКБ № 1. Определены пути распределения денежных потоков, которые порождают диссонанс в отношениях населения к организации медицинской помощи в России: в то время, как медицина по закону является бесплатной, на деле почти половину расходов пациентам приходится брать на себя, при низком сервисе обслуживания и качестве оказываемых медицинских услуг. ...

25 03 2024 5:29:45

Еще:
Поддержать себя -1 :: Поддержать себя -2 :: Поддержать себя -3 :: Поддержать себя -4 :: Поддержать себя -5 :: Поддержать себя -6 :: Поддержать себя -7 :: Поддержать себя -8 :: Поддержать себя -9 :: Поддержать себя -10 :: Поддержать себя -11 :: Поддержать себя -12 :: Поддержать себя -13 :: Поддержать себя -14 :: Поддержать себя -15 :: Поддержать себя -16 :: Поддержать себя -17 :: Поддержать себя -18 :: Поддержать себя -19 :: Поддержать себя -20 :: Поддержать себя -21 :: Поддержать себя -22 :: Поддержать себя -23 :: Поддержать себя -24 :: Поддержать себя -25 :: Поддержать себя -26 :: Поддержать себя -27 :: Поддержать себя -28 :: Поддержать себя -29 :: Поддержать себя -30 :: Поддержать себя -31 :: Поддержать себя -32 :: Поддержать себя -33 :: Поддержать себя -34 :: Поддержать себя -35 :: Поддержать себя -36 :: Поддержать себя -37 :: Поддержать себя -38 ::