ЭТИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ИКОНОПИСНОГО КАНОНА В ПРАВОСЛАВИИ
Каноничность присуща всем видам искусства во все времена. Различия наблюдаются лишь в уровне каноничности, в силе и широте охвата каноном искусства той или иной эпохи.
Особенно заметно тяготение к художественному канону в культурах, сформировавшихся на базе религиозного мировоззрения. Строгая каноничность византийской иконописи в течение долгого времени оценивалась только отрицательно. Отрицательная оценка роли канона в византийском искусстве механически переносилась и на русскую иконопись. Канон считался оковами для художника. Такое представление о каноне преобладало в искусствоведении до конца XIX века. Можно предположить, что, среди прочего, оно определялось пониманием иконописного канона, как эстетической, прежде всего, категории.
В трудах исследователей иконописный канон осмысливается как многослойная структура, состоящая из трех основных уровней. Самым глубоким, нижним уровнем являются богословско-догматические положения, касающиеся представлений о мире и вере. Этим «ядром» канона определяется система принципов создания живописного образа и система профессиональных и технических приемов, предшествующая созданию образа (пост, молитва, покаяние, изучение священных текстов, иконописных подлинников). Для церковного канонического искусства хаpaктерно единство всех уровней канона.
В конце XIX и начале XX веков отношение к канону меняется. Впервые наиболее ясно было сформулировано и обосновано утверждение, что канон - не оковы, а свобода, отцом Павлом Флоренским [1]. Он в своей интерпретации канона делает акцент на положительных сторонах канонических форм. Канон предполагает предварительное осмысление, осознание его как единственно возможной формы для данного содержания, его внутренней необходимости, а также осознание его как творческой свободы, преобразование его во «внутренний канон». Синергийность канона проявляется во внутренней его таинственной жизни; воспринятый только внешне и формально канон теряет свою синергию, превращение же его во внутренний канон, его интериоризация открывает перед человеком глубины Боговедения. Поэтому иконописный канон, сформировавшийся на восточнохристианской почве под влиянием исихазма и существующий в рамках православного мировоззрения, скорее мировоззренческая категория, чем эстетическая. Иконопись «есть выражение Православия с его догматическим нравственным учением..., раскрытие жизни во Христе и тайн домостроительства Божия о спасении людей» [2].
Икона является образным выражением аскетического опыта Православия. Ее созидательная роль заключается не только в научении христианской вере, но в формировании всего человека. Содержание иконы раскрывается как духовное руководство на пути христианской жизни, и в частности в молитве: она указывает верующим, как должно держать себя в молитве, во-первых, по отношению к Богу, а во-вторых, по отношению к окружающему миру. Молясь перед иконой, или даже просто глядя на ее, мы имеем наглядное напоминание, что человек должен стараться сохранить свое тело в чистоте от пороков и «всякой скверны», помня, что тело воскреснет в день суда. И это все для того, чтобы, стоя перед иконой, человек стремился бы к тому, чтобы тело его, при помощи благодати Духа Святого, приобретало навык держать себя в порядке, как и тело изображенного на иконе святого, глаза «смотрели с чистотою», уши «слушали в мире» и т.д., и «сердце не помышляло лукаво» [3]. Этот этический аспект содержания иконы нашел свое выражение в требованиях отказа от натурализма при изображении фигур, органов чувств, что подчеркивает бесстрастность, глухоту ко всему мирскому и пристальное внимание к духовому внутреннему миру. Часто святых прорисовывают сухими чертами, стремясь направить взгляд зрителя вовнутрь. Золотой нимб вокруг головы символизирует сияние Божественного Света в изображаемом святом, живущем в тесной близости с Богом. Икона стремится показать действие Святого Духа на человека, проявляющееся в уподоблении Богу. Колорит, избираемый иконописцами, подчеркивает отрешенность, «удаленность» от натуры.
Так, через образ Церковь стремится помочь человеку, воссоздать искаженную грехом падшую природу. Икона наглядно открывает ту свободу от страстей, те этические идеалы, о которых говорили отцы Церкви. Цель ее - направить чувства, ум и всю человеческую природу к ее истинной цели - на путь преображения.
Список литературы
1. Флоренский Павел, свящ. Столп и утверждение Истины. - М., 1914.
2. Евдокимов П. Н. Искусство иконы. Богословие красоты. - Клин: Изд-во «Христианская жизнь», 2007. - С. 228.
3. Успенский Л.А. Богословие иконы Православной Церкви. - М.: Паломник, 2001. - С. 144.
Статья в формате PDF 121 KB...
26 04 2024 23:17:40
Статья в формате PDF 101 KB...
25 04 2024 19:30:58
Статья в формате PDF 581 KB...
24 04 2024 5:54:37
Статья в формате PDF 103 KB...
22 04 2024 3:40:47
Статья в формате PDF 138 KB...
21 04 2024 15:24:15
Статья в формате PDF 123 KB...
20 04 2024 14:50:44
Статья в формате PDF 109 KB...
19 04 2024 1:32:12
Статья в формате PDF 103 KB...
18 04 2024 19:27:10
Измерена подъемная сила, создаваемая скошенным экранированным кольцевым крылом. Показано, что экспериментальные результаты удовлетворяют свойству автомодельности. ...
17 04 2024 17:44:52
Статья в формате PDF 215 KB...
15 04 2024 12:57:26
Статья в формате PDF 112 KB...
14 04 2024 6:14:57
Статья в формате PDF 120 KB...
13 04 2024 11:35:34
Статья в формате PDF 122 KB...
12 04 2024 1:50:35
Статья в формате PDF 107 KB...
11 04 2024 11:46:29
Статья в формате PDF 259 KB...
10 04 2024 21:13:56
Статья в формате PDF 167 KB...
09 04 2024 22:10:54
Статья в формате PDF 119 KB...
08 04 2024 3:26:32
Статья в формате PDF 586 KB...
07 04 2024 5:20:14
Статья в формате PDF 111 KB...
04 04 2024 1:37:19
Статья в формате PDF 108 KB...
03 04 2024 11:21:13
Статья в формате PDF 101 KB...
02 04 2024 15:19:31
Статья в формате PDF 102 KB...
01 04 2024 9:24:25
Статья в формате PDF 116 KB...
30 03 2024 6:51:18
Статья в формате PDF 120 KB...
29 03 2024 10:24:18
Статья в формате PDF 100 KB...
28 03 2024 1:51:27
Статья в формате PDF 102 KB...
27 03 2024 10:29:36
Статья в формате PDF 118 KB...
26 03 2024 20:25:31
В статье приведены спopные данные предшественников по составу и особенностям становления гранитоидов Абайского массива среднего девона. Новые данные, полученные авторами по петрологии и геохимии, позволяют отнести гранитоиды массива к анорогенному типу (А-тип) с щелочными минералами (рибекитом, астрофиллитом). Формирование массива протекало в три фазы: 1 – гранодиориты; 2 – граниты, умеренно-щелочные рибекитовые граниты; 3 – лейкограниты и лейкогранит-порфиры. Генерация их происходила в постколлизионной обстановке, инициированной плюмтектоникой. В северо-западной части массива в районе пологого погружения кровли, осложнённой куполовидным поднятием, зафиксировано аномальное обогащение флюидной магматогенной фазы летучими компонентами, и особенно фтором, что указывает на возможность обнаружения здесь редкометалльно-редкоземельного оруденения. ...
25 03 2024 17:24:13
Статья в формате PDF 263 KB...
23 03 2024 23:51:31
Статья в формате PDF 103 KB...
22 03 2024 18:14:10
В обзоре изложены современные представления об этиологии и патогенезе гестоза. Рассмотрена роль иммунокомплексной патологии как пускового механизма в развитии гестоза, значение нарушения продукции плацентой цитокинов с иммуносупрессивным действием при осложненном течении беременности. Проведен анализ данных литературы относительно роли недостаточности вазодилатирующих факторов, в частности, оксида азота в патогенезе гестоза. Оценена роль активации системы ренин-ангиотензин-альдостерон, интенсификации процессов перекисного окисления липидов как факторов развития гипертензивного синдрома при беременности. ...
21 03 2024 17:18:18
20 03 2024 6:59:27
Статья в формате PDF 107 KB...
19 03 2024 2:45:43
Статья в формате PDF 127 KB...
18 03 2024 3:14:53
Еще:
Поддержать себя -1 :: Поддержать себя -2 :: Поддержать себя -3 :: Поддержать себя -4 :: Поддержать себя -5 :: Поддержать себя -6 :: Поддержать себя -7 :: Поддержать себя -8 :: Поддержать себя -9 :: Поддержать себя -10 :: Поддержать себя -11 :: Поддержать себя -12 :: Поддержать себя -13 :: Поддержать себя -14 :: Поддержать себя -15 :: Поддержать себя -16 :: Поддержать себя -17 :: Поддержать себя -18 :: Поддержать себя -19 :: Поддержать себя -20 :: Поддержать себя -21 :: Поддержать себя -22 :: Поддержать себя -23 :: Поддержать себя -24 :: Поддержать себя -25 :: Поддержать себя -26 :: Поддержать себя -27 :: Поддержать себя -28 :: Поддержать себя -29 :: Поддержать себя -30 :: Поддержать себя -31 :: Поддержать себя -32 :: Поддержать себя -33 :: Поддержать себя -34 :: Поддержать себя -35 :: Поддержать себя -36 :: Поддержать себя -37 :: Поддержать себя -38 ::