СООТНОШЕНИЕ ВЕРЫ И РАЗУМА В КОНЦЕПТЕ СОВРЕМЕННОГО ЗНАНИЯ > Полезные советы
Тысяча полезных мелочей    

СООТНОШЕНИЕ ВЕРЫ И РАЗУМА В КОНЦЕПТЕ СОВРЕМЕННОГО ЗНАНИЯ

СООТНОШЕНИЕ ВЕРЫ И РАЗУМА В КОНЦЕПТЕ СОВРЕМЕННОГО ЗНАНИЯ

Алиева Н.З. Грицких О.Ю. Шаховская А.А. Статья в формате PDF 255 KB

В рамках современной философско-антропологической проблематики научный разум критикуется как неполный, однозначный, неадекватный задаче постижения бытия в его целостности. Поэтому его необходимо дополнять другими философским элементами и мopaльным сознанием. В таком paкурсе актуализируется вопрос о необходимости понимания человеческой разума, который вбирает в себя иррациональные моменты как свои составляющие.

В человеческой жизнедеятельности всегда присутствует одновременно знание и вера. Это связано с тем, что изучение реальности происходит на основе априорных убеждений, оппозиционных фундаментальных метафизических установок относительно человеческого бытия: материалистическое и идеалистическое понимание природы бытия. Они выражаются в оппозиции знания и веры, иррационального и рационального. В рамках постнеклассической науки вера становится неявной предпосылкой познавательного процесса в целом.

Научное исследование несет научное знание, основанное на научной рациональности. Но вместе с тем, сам исследователь верит в научность его способа познания истины, и эта вера предстает иррациональной составляющей знания. О.В. Никифоров дает определение веры как определенного знания: «В широком смысле вера - это знание, принимаемое без эмпирического, рационального обоснования. Веру можно подразделить на два вида: религиозную, прагматическую. Иногда выделяют и третий вид - мифологический, связанный с верованиями в различные мифы, созданные людьми, как в прошлые времена, так и в нынешние. Религиозная вера наиболее полно используется в богословии, в религиозных философских тpaктатах. Она считается высшей формой человеческого знания, полученного через божественное откровение. Религиозная вера абсолютна и не требует рационального доказательства. Прагматическая вера представляет собой определенную научную гипотезу, стройные логические и эмпирические доказательства которой отсутствуют. Таковыми являются, например, все математические аксиомы...Прагматическая вера сопутствует человеку в его обыденной жизни» [1].

Д.С. Худяков, отмечая сложность и многосторонность понятия «вера», выделяет еще и философскую веру, основной хаpaктеристикой и отличием которой от веры религиозной является ее опора на знание.

Более того, знание и вера, по утверждению русского философа Н.А. Бердяева, не только не мешают друг другу, и не заменяют или уничтожают другую, но и образуют единство.

Таким образом, «знание и вера, рациональное и иррациональное в жизнедеятельности человека, в его познании окружающего мира, в его пpaктической деятельности представляют собой неразрывное единство, необходимое для целостного, полноценного, полнокровного миропонимания каждого человека. И эта полнокровность должна находить свое выражение и в профессиональной деятельности человека, личности, понимающей и преобразующей окружающий мир» [2].

Современная наука задает элемент новизны традиционной проблеме соотношения веры и знания. В рамках постнеклассической науки такой элемент психологической активности человека как вера осознается как неявная предпосылка познавательного процесса в целом.

В результате можно сделать вывод о том, что новое понимание рациональности привело сегодня к новой тpaктовке соотношения с иррациональностью, изменению соотношения веры и знания в контексте постнеклассической науки.

Следует отметить, что исследования психологов убедительно показывают, что рациональное в человеке (мысль) неотделима от иррационального (эмоций и чувств). Мировоззрение человека включает как необходимый компонент функционал мироощущение, включающей чувства, позволяющие человеку воспринимать окружающий мир. При принятии решения в ситуации неопределенности человек опирается не только на волю, но и на свои эмоции, которые в большой степени влияют на эмоциональную оценку окружающего мира. Таким образом, как показывает наше исследование, мысль человека - разум неотделим от веры. Соответственно мировоззрение человека, состоящее из его взглядов и убеждений, как необходимые компоненты включает мироощущение и мировосприятие, чувства и восприятие, с помощью которых мы ощущаем окружающий мир. Природа человека также напрямую связана не только с рациональностью, мышлением, но и с иррациональными элементами, бессознательными психическими процессами, которые в единстве позволяют познавать и постигать окружающий мир.

Список литературы

1. Никифоров О.В. Соотношение знания и веры, рационального и иррационального в человеческой жизнедеятельности. - http://dusha-orthodox.ru/index.php?option = com_content&task = view&id = 77&Itemid = 42.

2. Там же.



МИТРОХИН СЕРГЕЙ ИВАНОВИЧ

МИТРОХИН СЕРГЕЙ ИВАНОВИЧ Статья в формате PDF 328 KB...

30 04 2024 4:43:20

О НАХОЖДЕНИИ ОБЪЕМОВ ТЕЛ ВРАЩЕНИЯ

О НАХОЖДЕНИИ ОБЪЕМОВ ТЕЛ ВРАЩЕНИЯ Статья в формате PDF 271 KB...

26 04 2024 8:29:14

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ Статья в формате PDF 268 KB...

25 04 2024 6:48:46

РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ СТАРШЕГО ШКОЛЬНИКА

РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ СТАРШЕГО ШКОЛЬНИКА Статья в формате PDF 105 KB...

23 04 2024 10:55:37

АНТРОПОГЕННОЕ ВЛИЯНИЕ ПРИЕМОВ ОСНОВНОЙ ОБРАБОТКИ НА ЭЛЕМЕНТЫ МЕХАНИЧЕСКОГО СОСТАВА СЕРОЙ ЛЕСНОЙ ПОЧВЫ

АНТРОПОГЕННОЕ ВЛИЯНИЕ ПРИЕМОВ ОСНОВНОЙ ОБРАБОТКИ НА ЭЛЕМЕНТЫ МЕХАНИЧЕСКОГО СОСТАВА СЕРОЙ ЛЕСНОЙ ПОЧВЫ Вовлечение серой лесной почвы в сельскохозяйственное производство в течение 26 лет приводит к формированию специфических свойств, которые обусловлены преобразованием микроагрегированности почв. Активность этого процесса зависит от типа агрогенной нагрузки. Так механическое воздействие на серую лесную почву в результате ежегодной отвальной вспашки на 20–22 см вызывает изменение коэффициента полидисперсности и фактора дисперсности в слое 30–40 см. Применение ежегодной безотвальной обработки на глубину 6–8 см не оказывает существенного влияние на микроагрегированность почвы, что не приводит к формированию плужной подошвы. ...

20 04 2024 20:18:14

ХРОНОФЕНОМЕНОЛОГИЯ АРТЕРИАЛЬНОЙ ГИПЕРТЕНЗИИ

ХРОНОФЕНОМЕНОЛОГИЯ АРТЕРИАЛЬНОЙ ГИПЕРТЕНЗИИ Статья в формате PDF 181 KB...

17 04 2024 6:24:34

СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ НАУЧНОГО ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ В ХХI ВЕКЕ

СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ НАУЧНОГО ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ В ХХI ВЕКЕ К концу ХХ века накопилось огромное количество фактов и доказательств научной несостоятельности постулатов теории относительности (ТО), положенных в основу физических представлений о структуре микро- и макромира. ТО оторвала науку от изучения природных взаимосвязей, подменив их уравнениями с некими значками без чёткого понимания их сущности: масса, заряд, магнетизм и т.д. Игнорирование законов Природы привело человечество к цивилизационному кризису – нарушено равновесие биосферы. Причина глобальных изменений состоит в том, что антропогенное производство энергии в десятки раз превышает допустимый по законам межсистемного обмена порог. Продолжение технократического развития – тупик, катастрофа. Необходимо новое естествопонимание на основе аксиомы: «Мир построен системно». Структура материального мира определяется взаимодействием непрерывной не материальной вихреобразной среды и дискретных образований материи – элементарных частиц, из которых закономерно и системно построено всё от атомов до звёзд и галактик. ...

16 04 2024 8:21:59

ПОНКРАТОВ ПЕТР АНДРЕЕВИЧ

ПОНКРАТОВ ПЕТР АНДРЕЕВИЧ Статья в формате PDF 89 KB...

13 04 2024 20:30:24

История развития банковского дела

История развития банковского дела Статья в формате PDF 257 KB...

08 04 2024 19:47:22

ПАРАЛЛЕЛЬНЫЙ АЛГОРИТМ (2,1)-МЕТОДА ПЕРЕМЕННОГО ШАГА

ПАРАЛЛЕЛЬНЫЙ АЛГОРИТМ (2,1)-МЕТОДА ПЕРЕМЕННОГО ШАГА Статья в формате PDF 505 KB...

07 04 2024 23:36:17

Еще:
Поддержать себя -1 :: Поддержать себя -2 :: Поддержать себя -3 :: Поддержать себя -4 :: Поддержать себя -5 :: Поддержать себя -6 :: Поддержать себя -7 :: Поддержать себя -8 :: Поддержать себя -9 :: Поддержать себя -10 :: Поддержать себя -11 :: Поддержать себя -12 :: Поддержать себя -13 :: Поддержать себя -14 :: Поддержать себя -15 :: Поддержать себя -16 :: Поддержать себя -17 :: Поддержать себя -18 :: Поддержать себя -19 :: Поддержать себя -20 :: Поддержать себя -21 :: Поддержать себя -22 :: Поддержать себя -23 :: Поддержать себя -24 :: Поддержать себя -25 :: Поддержать себя -26 :: Поддержать себя -27 :: Поддержать себя -28 :: Поддержать себя -29 :: Поддержать себя -30 :: Поддержать себя -31 :: Поддержать себя -32 :: Поддержать себя -33 :: Поддержать себя -34 :: Поддержать себя -35 :: Поддержать себя -36 :: Поддержать себя -37 :: Поддержать себя -38 ::