СООТНОШЕНИЕ ВЕРЫ И РАЗУМА В КОНЦЕПТЕ СОВРЕМЕННОГО ЗНАНИЯ
В рамках современной философско-антропологической проблематики научный разум критикуется как неполный, однозначный, неадекватный задаче постижения бытия в его целостности. Поэтому его необходимо дополнять другими философским элементами и мopaльным сознанием. В таком paкурсе актуализируется вопрос о необходимости понимания человеческой разума, который вбирает в себя иррациональные моменты как свои составляющие.
В человеческой жизнедеятельности всегда присутствует одновременно знание и вера. Это связано с тем, что изучение реальности происходит на основе априорных убеждений, оппозиционных фундаментальных метафизических установок относительно человеческого бытия: материалистическое и идеалистическое понимание природы бытия. Они выражаются в оппозиции знания и веры, иррационального и рационального. В рамках постнеклассической науки вера становится неявной предпосылкой познавательного процесса в целом.
Научное исследование несет научное знание, основанное на научной рациональности. Но вместе с тем, сам исследователь верит в научность его способа познания истины, и эта вера предстает иррациональной составляющей знания. О.В. Никифоров дает определение веры как определенного знания: «В широком смысле вера - это знание, принимаемое без эмпирического, рационального обоснования. Веру можно подразделить на два вида: религиозную, прагматическую. Иногда выделяют и третий вид - мифологический, связанный с верованиями в различные мифы, созданные людьми, как в прошлые времена, так и в нынешние. Религиозная вера наиболее полно используется в богословии, в религиозных философских тpaктатах. Она считается высшей формой человеческого знания, полученного через божественное откровение. Религиозная вера абсолютна и не требует рационального доказательства. Прагматическая вера представляет собой определенную научную гипотезу, стройные логические и эмпирические доказательства которой отсутствуют. Таковыми являются, например, все математические аксиомы...Прагматическая вера сопутствует человеку в его обыденной жизни» [1].
Д.С. Худяков, отмечая сложность и многосторонность понятия «вера», выделяет еще и философскую веру, основной хаpaктеристикой и отличием которой от веры религиозной является ее опора на знание.
Более того, знание и вера, по утверждению русского философа Н.А. Бердяева, не только не мешают друг другу, и не заменяют или уничтожают другую, но и образуют единство.
Таким образом, «знание и вера, рациональное и иррациональное в жизнедеятельности человека, в его познании окружающего мира, в его пpaктической деятельности представляют собой неразрывное единство, необходимое для целостного, полноценного, полнокровного миропонимания каждого человека. И эта полнокровность должна находить свое выражение и в профессиональной деятельности человека, личности, понимающей и преобразующей окружающий мир» [2].
Современная наука задает элемент новизны традиционной проблеме соотношения веры и знания. В рамках постнеклассической науки такой элемент психологической активности человека как вера осознается как неявная предпосылка познавательного процесса в целом.
В результате можно сделать вывод о том, что новое понимание рациональности привело сегодня к новой тpaктовке соотношения с иррациональностью, изменению соотношения веры и знания в контексте постнеклассической науки.
Следует отметить, что исследования психологов убедительно показывают, что рациональное в человеке (мысль) неотделима от иррационального (эмоций и чувств). Мировоззрение человека включает как необходимый компонент функционал мироощущение, включающей чувства, позволяющие человеку воспринимать окружающий мир. При принятии решения в ситуации неопределенности человек опирается не только на волю, но и на свои эмоции, которые в большой степени влияют на эмоциональную оценку окружающего мира. Таким образом, как показывает наше исследование, мысль человека - разум неотделим от веры. Соответственно мировоззрение человека, состоящее из его взглядов и убеждений, как необходимые компоненты включает мироощущение и мировосприятие, чувства и восприятие, с помощью которых мы ощущаем окружающий мир. Природа человека также напрямую связана не только с рациональностью, мышлением, но и с иррациональными элементами, бессознательными психическими процессами, которые в единстве позволяют познавать и постигать окружающий мир.
Список литературы
1. Никифоров О.В. Соотношение знания и веры, рационального и иррационального в человеческой жизнедеятельности. - http://dusha-orthodox.ru/index.php?option = com_content&task = view&id = 77&Itemid = 42.
2. Там же.
Статья в формате PDF 144 KB...
01 05 2024 21:21:22
Статья в формате PDF 257 KB...
29 04 2024 6:49:27
Статья в формате PDF 191 KB...
28 04 2024 21:38:36
Статья в формате PDF 313 KB...
27 04 2024 7:10:59
24 04 2024 1:25:46
Статья в формате PDF 455 KB...
22 04 2024 20:35:10
Статья в формате PDF 500 KB...
21 04 2024 17:52:12
Вовлечение серой лесной почвы в сельскохозяйственное производство в течение 26 лет приводит к формированию специфических свойств, которые обусловлены преобразованием микроагрегированности почв. Активность этого процесса зависит от типа агрогенной нагрузки. Так механическое воздействие на серую лесную почву в результате ежегодной отвальной вспашки на 20–22 см вызывает изменение коэффициента полидисперсности и фактора дисперсности в слое 30–40 см. Применение ежегодной безотвальной обработки на глубину 6–8 см не оказывает существенного влияние на микроагрегированность почвы, что не приводит к формированию плужной подошвы. ...
20 04 2024 20:18:14
Статья в формате PDF 321 KB...
19 04 2024 3:59:26
Статья в формате PDF 122 KB...
18 04 2024 7:32:49
К концу ХХ века накопилось огромное количество фактов и доказательств научной несостоятельности постулатов теории относительности (ТО), положенных в основу физических представлений о структуре микро- и макромира. ТО оторвала науку от изучения природных взаимосвязей, подменив их уравнениями с некими значками без чёткого понимания их сущности: масса, заряд, магнетизм и т.д. Игнорирование законов Природы привело человечество к цивилизационному кризису – нарушено равновесие биосферы. Причина глобальных изменений состоит в том, что антропогенное производство энергии в десятки раз превышает допустимый по законам межсистемного обмена порог. Продолжение технократического развития – тупик, катастрофа. Необходимо новое естествопонимание на основе аксиомы: «Мир построен системно». Структура материального мира определяется взаимодействием непрерывной не материальной вихреобразной среды и дискретных образований материи – элементарных частиц, из которых закономерно и системно построено всё от атомов до звёзд и галактик. ...
16 04 2024 8:21:59
Статья в формате PDF 307 KB...
15 04 2024 0:23:13
Статья в формате PDF 280 KB...
14 04 2024 18:43:11
Статья в формате PDF 105 KB...
12 04 2024 18:39:51
Статья в формате PDF 314 KB...
11 04 2024 5:46:39
Статья в формате PDF 306 KB...
10 04 2024 15:59:48
Статья в формате PDF 102 KB...
09 04 2024 7:12:41
Статья в формате PDF 505 KB...
07 04 2024 23:36:17
Статья в формате PDF 107 KB...
06 04 2024 8:45:58
Статья в формате PDF 129 KB...
05 04 2024 13:10:15
Статья в формате PDF 102 KB...
04 04 2024 20:26:46
03 04 2024 8:50:27
Статья в формате PDF 116 KB...
02 04 2024 0:33:38
01 04 2024 12:48:54
Статья в формате PDF 127 KB...
31 03 2024 12:17:52
Статья в формате PDF 117 KB...
30 03 2024 0:20:26
Статья в формате PDF 107 KB...
29 03 2024 23:12:25
Статья в формате PDF 228 KB...
28 03 2024 23:33:28
Статья в формате PDF 125 KB...
27 03 2024 6:41:37
Статья в формате PDF 303 KB...
26 03 2024 18:28:27
Статья в формате PDF 253 KB...
25 03 2024 3:46:41
Статья в формате PDF 105 KB...
24 03 2024 9:17:46
Статья в формате PDF 113 KB...
23 03 2024 14:52:32
Еще:
Поддержать себя -1 :: Поддержать себя -2 :: Поддержать себя -3 :: Поддержать себя -4 :: Поддержать себя -5 :: Поддержать себя -6 :: Поддержать себя -7 :: Поддержать себя -8 :: Поддержать себя -9 :: Поддержать себя -10 :: Поддержать себя -11 :: Поддержать себя -12 :: Поддержать себя -13 :: Поддержать себя -14 :: Поддержать себя -15 :: Поддержать себя -16 :: Поддержать себя -17 :: Поддержать себя -18 :: Поддержать себя -19 :: Поддержать себя -20 :: Поддержать себя -21 :: Поддержать себя -22 :: Поддержать себя -23 :: Поддержать себя -24 :: Поддержать себя -25 :: Поддержать себя -26 :: Поддержать себя -27 :: Поддержать себя -28 :: Поддержать себя -29 :: Поддержать себя -30 :: Поддержать себя -31 :: Поддержать себя -32 :: Поддержать себя -33 :: Поддержать себя -34 :: Поддержать себя -35 :: Поддержать себя -36 :: Поддержать себя -37 :: Поддержать себя -38 ::