Динамика формирования продуктивного стeблестоя растений озимой пшеницы на каштановых почвах юга России > Полезные советы
Тысяча полезных мелочей    

Динамика формирования продуктивного стeблестоя растений озимой пшеницы на каштановых почвах юга России

Динамика формирования продуктивного стeблестоя растений озимой пшеницы на каштановых почвах юга России

Тибирьков А.П. 1
1 ФГБОУ ВПО «Волгоградский государственный аграрный университет»
Статья в формате PDF 312 KB 1. Доспехов Б.А. Методика полевого опыта: учеб. и учеб. пособия для вузов. – 5-е изд., доп. и перераб. – М.: Агропромиздат, 1985. – 351 с. 2. Носатовский А.И. Пшеница (Биология). – М.: Колос, 1965. – 407 с. 3. Ремесло В.Н. Урожай и качество озимой пшеницы в зависимости от сорта, нормы высева и доз удобрений // Вестник с.-х. науки. – 1978. – № 10. – С. 63–69. 4. Тибирьков А.П., Филин В.И. Урожайность озимой пшеницы при обработке семян агрохимикатами и разных системах удобрения // Плодородие. – 2009. – № 1.– С. 22–23. 5. Тибирьков А.П. Оптимальные сорта и нормы высева озимой пшеницы на юге России // Сибирский вестник сельскохозяйственной науки. – 2012. – № 5. – С. 25–31.

Потенциальная урожайность озимой пшеницы зависит от биологических особенностей самой культуры её сортов, почвенно-климатических условий зоны, технологии возделывания и других факторов. Важную роль в повышении плотности продуктивного стeблестоя играет количество растений на единице площади и их продуктивная кустистость.

Цель работы заключалась в исследовании влияния подкормки аммиачной селитрой на рост и развитие растений озимой пшеницы сорта Дон 93 в условиях каштановых почв Волгоградской области на юге России. Программой исследований решались следующие задачи:

1) изучение биологических особенностей и комплексная оценка районированного сорта озимой пшеницы на изменение условий азотного питания на каштановых почвах;

2) количественная опенка применяемого удобрения на продуктивную кустистость культурных растений.

Решение основных задач осуществлялось проведением полевых производственных опытов. Производственные опыты были заложены по следующей схеме:

1) Контроль (без внесения удобрений).

2) N30 (≈ 87 кг/га).

3) N40 (≈ 116 кг/га).

4) N50 (≈ 145 кг/га).

Азотное удобрение – аммиачная селитра (NH4NO3). Опыт закладывался в соответствии с методическими указаниями Б.А. Доспехова [1]. Повторность трехкратная, размещение делянок систематическое. Площадь делянок: опытная = 540 м2, учетная = 410,4 м2. Предшественник – пар чистый. Норма высева – 4,5 млн. всхожих семян/га.

Очень важной биологической особенностью зерновых культур является их способность к кущению. А.И. Носатовский [2], В.Н. Ремесло [3] приводят данные, что при благоприятных условиях из одного зерна можно получить 40…50, а иногда и 100 колосоносных стeблей. Отдельные зерновые культуры обладают разной способностью к кущению. Улучшение условий жизни растений до определенного предела увеличивает общую и продуктивную кустистость. При более высоком уровне плодородия почвы или применения научно обоснованных высоких доз удобрений имеет место более сильное кущение [4, 5].

Так в наших опытах в зависимости от года исследований было установлено‚ что оптимальные условия роста и развития растений озимой пшеницы осени 2009 года положительно повлияли на сохранность растений сорта Дон 93 по всем вариантам‚ в то время как условия осени 2010 года значительно ухудшили значения этого фактора (табл. 1).

Таблица 1

Перезимовка растений озимой пшеницы сорта Дон 93 и выживаемость их к уборке в зависимости от доз минерального питания, %

Доза азотного удобрения, кг д.в./га

Годы исследований

2009–2010 гг.

2010–2011 гг.

Количество растений перед уходом в зиму, шт./м2

Контроль (без удобрений), N30, N40, N50

432

411

Количество растений после перезимовки, шт./м2

Контроль (без удобрений), N30, N40, N50

392

326

Сохранность после перезимовки, %

Контроль (без удобрений), N30, N40, N50

90,74

79,32

Количество растений к уборке, шт./м2

Контроль (без удобрений)

332

269

N30

348

279

N40

368

302

N50

355

294

Сохранность к уборке, %

Контроль (без удобрений)

84,69

82,52

N30

88,78

85,58

N40

93,88

92,64

N50

90,56

90,18

Изреженность посевов за период «всходы – полная спелость», %

Контроль (без удобрений)

23,15

34,55

N30

19,45

32,12

N40

14,82

26,52

N50

17,82

28,47

Таким образом, отмечено, что растения озимой пшеницы сорта Дон 93 на фоне оптимальных агроклиматических условий хорошо развивались осенью и сравнительно неплохо перезимовывали (2009–2010 гг.)‚ а весной активно развивались‚ используя благоприятные климатические факторы вплоть до формирования зерна. В нeблагоприятные годы (2010–2011 гг.) растения сильно изреживались и к уборке имели значительный процент потерь.

С другой стороны внесение различных доз азотных удобрений в весенний период снижало общий процент изреживаемости растений к уборке.

Как отмечают многие исследователи‚ азотные удобрения способны к неоднородности структуры посевов злаков по количеству продуктивных побегов на одном растении [3, 4, 5].

В наших опытах мы исследовали влияние изучаемых агротехнических приемов на продуктивность отдельного растения. Установлено, что в условиях климатически достаточного увлажнения (2009–2010 гг.) на варианте без удобрений растения с одним колосом составляли основной массив – 159 шт., 92 шт. – двухколосные, 47 шт. – трехколосные, 34 шт. – четырехколосные‚ а пяти и более колосных не обнаружено (табл. 2).

Таблица 2

Плотность продуктивного стeблестоя растений озимой пшеницы различной колосоносности в зависимости от доз азотного питания к уборке, шт./м2

Колосоносные растения

Без удобрений

N30

N40

N50

2009-2010 гг.

Одно

Двух

Трех

Четырех

Пяти И Более

159

92

47

34

63

107

114

54

10

58

115

122

55

18

59

115

117

42

22

2010–2011 гг.

Одно

Двух

Трех

Четырех

Пяти И Более

132

67

40

30

88

92

65

32

2

97

96

67

33

9

100

98

59

32

5

При использовании различных доз азотного питания этот показатель сильно изменился. Так одноколосных растений стало меньше‚ а количество многоколосных растений возросло: одноколосные – 58–63 шт.‚ двухколосные – 107–115 шт., трехколосные – 114–122 шт., четырехколосные – 42–55 шт., и пяти и более – 10–22 шт. в зависимости от доз удобрения.

В нeблагоприятные по увлажнению годы (2010–2011 гг.) эти значения были обратными, хотя азотное питание немного нивелировало это расхождение (табл. 2).

Таким образом, анализируя выше указанное, отмечаем‚ что азотные удобрения существенно повышают долю участия многоколосных растений в структуре урожая. При этом данная тенденция сохраняется и в различные по агроклиматическим условиям годы.



ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ЧЕЛОВЕКА

ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ЧЕЛОВЕКА Статья в формате PDF 120 KB...

02 05 2024 16:57:14

Кашаев Рустем Султанхамитович

Кашаев Рустем Султанхамитович Статья в формате PDF 107 KB...

01 05 2024 11:19:48

ДЕРМАЛЬНЫЕ ФИБРОБЛАСТЫ И СТАРЕНИЕ КОЖИ ЧЕЛОВЕКА

ДЕРМАЛЬНЫЕ ФИБРОБЛАСТЫ И СТАРЕНИЕ КОЖИ ЧЕЛОВЕКА Статья в формате PDF 145 KB...

29 04 2024 8:21:46

ВАРИАНТНАЯ СТЕНОКАРДИЯ

ВАРИАНТНАЯ СТЕНОКАРДИЯ Статья в формате PDF 138 KB...

28 04 2024 14:52:27

О ПИЩЕВЫХ ДОБАВКАХ В ЙОГУРТАХ И ШОКОЛАДЕ

О ПИЩЕВЫХ ДОБАВКАХ В ЙОГУРТАХ И ШОКОЛАДЕ Статья в формате PDF 275 KB...

24 04 2024 16:34:40

НООСФЕРА ИЛИ СОФИОСФЕРА?

НООСФЕРА ИЛИ СОФИОСФЕРА? Статья в формате PDF 126 KB...

23 04 2024 20:12:35

О ПРИНЦИПЕ РАБОТЫ ЛЮСТРЫ ЧИЖЕВСКОГО

О ПРИНЦИПЕ РАБОТЫ ЛЮСТРЫ ЧИЖЕВСКОГО Статья в формате PDF 141 KB...

21 04 2024 2:26:44

УРОВНИ ВЕЖЛИВОГО ОБЩЕНИЯ

УРОВНИ ВЕЖЛИВОГО ОБЩЕНИЯ Статья в формате PDF 324 KB...

19 04 2024 14:52:26

ИНДИВИДУАЛЬНО-ТИПОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ КОМПОНЕНТНОГО СОСТАВА ТЕЛА ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

ИНДИВИДУАЛЬНО-ТИПОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ КОМПОНЕНТНОГО СОСТАВА ТЕЛА ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Представлены результаты обследования 1547 детей (817 мальчиков и 730 девочек) в возрасте от 3 до 7 лет. Проведен сравнительный анализ компонентного состава тела у детей с различными типами телосложения. ...

12 04 2024 16:39:35

Методика управления устойчивым развитием промышленного предприятия

Методика управления устойчивым развитием промышленного предприятия В статье представляется методика, владение которой позволит менеджерам управлять устойчивостью предприятия в кризисные периоды развития. ...

08 04 2024 20:58:51

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ ГЕЛЕНДЖИКСКОЙ БУХТЫ

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ ГЕЛЕНДЖИКСКОЙ БУХТЫ Статья в формате PDF 103 KB...

04 04 2024 16:57:39

ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В РАЗВИТИИ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНЫХ ПОНЯТИЙ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ И МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В РАЗВИТИИ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНЫХ ПОНЯТИЙ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ И МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ Организация полноценного процесса познания предполагает реализацию развивающего образования и самообразования, непрерывность данного процесса на всех его ступенях. Понятие интегрирует в себе процесс и итог познания сущности предметов, явлений, включает рефлексивные процессы мышления, обеспечивая их необратимость, свернутость, системность. Эмоциональное отношение ребенка к изучаемому материалу создает в мышлении своеобразную доминанту, поддерживающую любознательность и интерес. Основная особенность опытно-экспериментальной деятельности состоит в наличии возможности управлять ходом изучения явления, здесь ребенок проявляет собственную активность и творчество в процессе получения новых знаний. Опытно-экспериментальную деятельность по развитию естественнонаучных понятий необходимо строить в соответствии с четырьмя этапами диалектического познания: основание - ядро - следствие – общие критические истолкования, а также с учетом обобщенного плана проведения опыта: цель - схема - ход - результат. Методика организации опытно-экспериментальной деятельности по развитию естественнонаучных понятий дошкольников и младших школьников раскрыта нами на примере понятия «свет». Развитие естественнонаучных понятий дошкольников и младших школьников эффективно в условиях личностно-ориентированного образования, обращенного к чувствам, индивидуально неповторимому миру человека. ...

27 03 2024 1:39:22

Еще:
Поддержать себя -1 :: Поддержать себя -2 :: Поддержать себя -3 :: Поддержать себя -4 :: Поддержать себя -5 :: Поддержать себя -6 :: Поддержать себя -7 :: Поддержать себя -8 :: Поддержать себя -9 :: Поддержать себя -10 :: Поддержать себя -11 :: Поддержать себя -12 :: Поддержать себя -13 :: Поддержать себя -14 :: Поддержать себя -15 :: Поддержать себя -16 :: Поддержать себя -17 :: Поддержать себя -18 :: Поддержать себя -19 :: Поддержать себя -20 :: Поддержать себя -21 :: Поддержать себя -22 :: Поддержать себя -23 :: Поддержать себя -24 :: Поддержать себя -25 :: Поддержать себя -26 :: Поддержать себя -27 :: Поддержать себя -28 :: Поддержать себя -29 :: Поддержать себя -30 :: Поддержать себя -31 :: Поддержать себя -32 :: Поддержать себя -33 :: Поддержать себя -34 :: Поддержать себя -35 :: Поддержать себя -36 :: Поддержать себя -37 :: Поддержать себя -38 ::