УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЧУВСТВА СОБСТВЕННОГО ДОСТОИНСТВА У ШКОЛЬНИКОВ > Полезные советы
Тысяча полезных мелочей    

УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЧУВСТВА СОБСТВЕННОГО ДОСТОИНСТВА У ШКОЛЬНИКОВ

УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЧУВСТВА СОБСТВЕННОГО ДОСТОИНСТВА У ШКОЛЬНИКОВ

Молчанова Е.В. Статья в формате PDF 99 KB

Чувства - это устойчивые эмоциональные отношения человека к другим людям, общению с ними, к явлениям действительности. Они порождаются объективной действительностью, но при этом субъектны, поскольку одни и те же явления для различных людей могут иметь различные значения. Чувство собственного достоинства в целостном процессе воспитания проявляется через свои интегрирующие особенности, а именно: через него человек узнает о других своих качествах, о своих достоинствах и недостатках; через него осуществляется наиболее совершенный и наиболее типичный для морали способ регулирования поведения человека, который добровольно, в полном соответствии со своими чувствами и убеждениями совершает поступки, отвечающие нравственным требованиям общества. Именно эти особенности могут стать теми качествами, которые легли бы в основу формирующейся концепции нравственной личности современного школьника.

Структура чувства собственного достоинства, как свойства личности, включает в себя в качестве компонентов: интеллектуальный, эмоциональный и волевой компонент. Их сформированность зависит от уровня развитости и сформированности каждого компонента и разумного их сочетания.

У всех человеческих чувств общий источник - эмоциональные переживания, объединенные с удовлетворением человеческих потребностей. Ведущей потребностью в школьном возрасте становятся самоутверждение личности в различных микросоциальных окружениях, а посредством этого в обществе в целом. У школьников это осуществляется при непосредственном активном участии их в жизни класса, школы, вне школы, семье. В этом возрасте учащиеся уже самостоятельно начинают определять свой личный статус. Если ребенок попадает в благоприятные социально-педагогические условия, то он находит путь самовыражения в позитивном русле, что приводит к чувству осознания собственной значимости. Однако, разрыв между огромным объемом желаний и невозможностью их осуществления рождает мучительную неудовлетворенность выражающуюся в самых неожиданных формах - депрессия, опустошенность, нетерпимость, раздутое самомнение, жестокость, а иногда и более серьезные последствия.

Т.е. проявляется психологическая закономерность, которая предполагает невозможность замещения удовлетворения одних потребностей другими.

Первое и, на наш взгляд, главное условие - пробудить и развить в школьном возрасте основной феномен его социальной природы - чувство достоинства и самолюбия; предоставить ему как можно больше свободы возможностей свободного действия, выбора и желания; создать ситуацию сознания необходимости и этим самым обеспечить его внутреннюю личностную активность, т.е. создать ему благоприятные условия свободного проявления его творческих сил, саморегуляции и самоутверждения его социальной природы.

Второе - чувство собственного достоинства школьник испытывает через уважительное отношение к себе, через признание его достижения, т.е. через мнение других (общественное мнение и коллективную оценку), которые способствуют осознанию школьником своих достоинств и недостатков, стимулируют его сознательные усилия, направленные на самовоспитание. Чем выше уровень притязаний, тем труднее их удовлетворить. Оценивая себя, индивид вольно или невольно сравнивает себя с другими, учитывая не только собственные достижения, но и всю социальную ситуацию в целом, т.е. проявляется один из каналов поддержания самоуважения - положительные оценочные отношения других людей.

Третье обобщение, чувство собственного достоинства формируется, укрепляется и развивается только через самоутверждение в каком-либо виде деятельности, где школьник достигает определенного успеха и получает одобрение других, испытывая при этом эмоциональную удовлетворенность от сделанного. Таков путь формирования эмоционального компонента чувства собственного достоинства.

В процессе взаимоотношений с окружающими людьми, в частности, под влиянием оценочных воздействий чувство собственного достоинства у школьника перерастает в мотивы, которые побуждают их приводить свое поведение в соответствие с положительной самооценкой.

Перерастание чувств в мотивы, подкрепление их пpaктической деятельностью играет важную роль в нравственном развитии школьника: лишь в процессе пpaктического упражнения в совершении правильных поступков создаются условия для формирования обоснованного достоинства.



СИНДРОМ ЖИЛЬБЕРА

СИНДРОМ ЖИЛЬБЕРА Статья в формате PDF 300 KB...

25 04 2024 0:50:39

УЛЬТРАСТРУКТУРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ СТРОЕНИЯ КЛЕТОК ЭПИТЕЛИЯ ТОНКОЙ КИШКИ У ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫХ ЖИВОТНЫХ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ХАРАКТЕРА ВСКАРМЛИВАНИЯ (СМЕШАННОЕ, ИСКУССТВЕННОЕ)

УЛЬТРАСТРУКТУРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ СТРОЕНИЯ КЛЕТОК ЭПИТЕЛИЯ ТОНКОЙ КИШКИ У ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫХ ЖИВОТНЫХ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ХАРАКТЕРА ВСКАРМЛИВАНИЯ (СМЕШАННОЕ, ИСКУССТВЕННОЕ) В статье освещаются морфофункциональные особенности структуры стенки тонкой кишки в зависимости от хаpaктера вскармливания в экспериментальных условиях. Представлены собственные результаты исследования по вопросу о электронно-микроскопическом строении слоев стенки тонкой кишки при смешанном и искусственном вскармливании в эксперименте. ...

24 04 2024 11:46:16

ВЛИЯНИЕ МОЛЕКУЛ СРЕДНЕЙ МАССЫ НА АЛЬДЕГИДДЕГИДРОГЕНАЗНУЮ СИСТЕМУ ПЕЧЕНИ И ЭРИТРОЦИТОВ В ЭКСПЕРИМЕНТЕ

ВЛИЯНИЕ МОЛЕКУЛ СРЕДНЕЙ МАССЫ НА АЛЬДЕГИДДЕГИДРОГЕНАЗНУЮ СИСТЕМУ ПЕЧЕНИ И ЭРИТРОЦИТОВ В ЭКСПЕРИМЕНТЕ Изучено влияние молекул средней массы, выделенных из обожженной in vitro печени на каталитические и кинетические свойства альдегиддегидрогеназы. Показано, что молекулы средней массы выступают в роли ингибиторов активности исследуемого фермента в эритроцитах и цитозоле печени. Отмечена корреляция уменьшения активности эритроцитарной и цитоплазматической альдегиддегидрогеназы под влиянием молекул средней массы. ...

23 04 2024 21:25:10

О НЕКОТОРЫХ ПРОБЛЕМАХ МОЛОДОЙ КАРЕЛЬСКОЙ ПИСЬМЕННОСТИ

О НЕКОТОРЫХ ПРОБЛЕМАХ МОЛОДОЙ КАРЕЛЬСКОЙ ПИСЬМЕННОСТИ Статья посвящена проблемам становления новейшей лексики и орфографии новописьменного карельского языка. В статье отражены современные процессы развития лексикона, а также представлена к решению проблема так называемых послеложных падежей (элатива, аблатива, комитатива, аппроксиматива и терминатива). ...

21 04 2024 14:43:54

ОСОБЕННОСТИ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ ГЕРМАНИИ

ОСОБЕННОСТИ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ ГЕРМАНИИ Статья в формате PDF 301 KB...

31 03 2024 12:25:16

НАРУШЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ, ОБУСЛОВЛЕННЫЕ ДИОКСИНАМИ

НАРУШЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ, ОБУСЛОВЛЕННЫЕ ДИОКСИНАМИ Статья в формате PDF 111 KB...

28 03 2024 8:28:34

THE ROLE OF LEGUMINOUS CULTURES IN HUSBANDRY BIOLOGIZATION

THE ROLE OF LEGUMINOUS CULTURES IN HUSBANDRY BIOLOGIZATION Статья в формате PDF 241 KB...

25 03 2024 10:35:32

Еще:
Поддержать себя -1 :: Поддержать себя -2 :: Поддержать себя -3 :: Поддержать себя -4 :: Поддержать себя -5 :: Поддержать себя -6 :: Поддержать себя -7 :: Поддержать себя -8 :: Поддержать себя -9 :: Поддержать себя -10 :: Поддержать себя -11 :: Поддержать себя -12 :: Поддержать себя -13 :: Поддержать себя -14 :: Поддержать себя -15 :: Поддержать себя -16 :: Поддержать себя -17 :: Поддержать себя -18 :: Поддержать себя -19 :: Поддержать себя -20 :: Поддержать себя -21 :: Поддержать себя -22 :: Поддержать себя -23 :: Поддержать себя -24 :: Поддержать себя -25 :: Поддержать себя -26 :: Поддержать себя -27 :: Поддержать себя -28 :: Поддержать себя -29 :: Поддержать себя -30 :: Поддержать себя -31 :: Поддержать себя -32 :: Поддержать себя -33 :: Поддержать себя -34 :: Поддержать себя -35 :: Поддержать себя -36 :: Поддержать себя -37 :: Поддержать себя -38 ::