БЮДЖЕТИРОВАНИЕ КАК ИНСТРУМЕНТ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ВУЗОМ
В системе образования России наметились кардинальные изменения в её статусе. Наряду с сохранением государственного образовательного сектора происходит рост числа новых участников образовательного рынка. В этой связи перед системой высшего профессионального образования встают две группы новых задач. Одна из них обусловлена необходимостью обеспечения мониторинга и качества процесса обучения. Вторая - повышением эффективности управления финансовыми ресурсами вуза.
Повышение качества процесса обучения в вузе напрямую связано с эффективным управлением государственными расходами в системе высшего профессионального образования. В период реформирования высшей школы возникает потребность не только в оценке результативности бюджетных расходов на ее развитие, но и в переходе на новую концепцию финансирования на основе эффективного использования всех источников финансового обеспечения вуза.
Ключевую роль в системе управления финансовыми потоками высшей школы играет бюджет вуза. Бюджет вуза - это система образования и расходования средств, предназначенных для достижения миссии и выполнения стратегии, сформулированных учредителями вуза.
Для эффективной постановки системы бюджетирования в высшей школе необходимо исследовать ее сущность, основные принципы и цели построения, детализировано содержательное наполнение каждого элемента вузовского бюджетирования.
Анализ подходов различных научных школ к определению сущности бюджетирования позволил заключить, что вузовское бюджетирование представляет собой не только систему и технологию, но и процесс, который подобно бюджетному процессу на уровне государства выражает последовательность составления, утверждения, исполнения и контроля за исполнением всей совокупности бюджетов вуза. Вместе с тем бюджетирование - это один из наиболее эффективных инструментов управления финансами вуза. Внутривузовское бюджетирование следует рассматривать как ключевой элемент стратегического управления финансовыми ресурсами вуза, при этом стратегия развития финансово-экономической деятельности вуза неразрывна с методологией и инструментарием внутривузовского бюджетирования.
Разработка системы вузовского бюджетирования, ориентированного на результат, в российских вузах должна строиться с учетом специфических факторов. Во-первых, введение единого государственного экзамена (ЕГЭ) меняет внешние условия финансово-хозяйственной и образовательной деятельности вузов. Во-вторых, получают развитие новые инструменты управления финансовыми потоками вузов - государственные именные финансовые обязательства, образовательные кредиты, целевая контpaктная подготовка и другие. В-третьих, при определении источников финансирования высшей школы необходимо учитывать последствия демографического кризиса. В-четвертых, ускоренное развитие частного сектора высшего образования существенно обострило конкуренцию на этом рынке.
К основным направлениям адаптации методологии бюджетирования к особенностям управления финансовой результативностью образовательной деятельности высшей школы России относятся следующие. Первое из них - приближение бюджетной классификации Российской Федерации к требованиям международных стандартов с учетом изменений структуры и функций федеральных органов исполнительной власти в рамках административной реформы, а также введение интегрированного с бюджетной классификацией плана счетов бюджетного учета, основанного на методе начислений и обеспечивающего учет затрат по функциям и программам. Второе направление состоит в обеспечении повышения надежности среднесрочного прогнозирования объемов ресурсов, доступных вузам в рамках принятых бюджетных ограничений и приоритетов государственной политики. Третье направление - формирование и включение в бюджетный процесс процедуры оценки результативности бюджетных расходов, поэтапный переход от сметного планирования и финансирования расходов к бюджетному планированию, ориентированному на достижение конечных общественно значимых и измеримых результатов образовательной деятельности вузов. Четвертое направление - совершенствование процедур составления и рассмотрения бюджета вуза в соответствии с требованиями и условиями среднесрочного бюджетного планирования, ориентированного на результаты образовательной деятельности.
Управление государственными расходами представляет собой важную часть бюджетной политики и в значительной мере определяется состоянием бюджетного процесса, порядком планирования, утверждения и исполнения бюджета в части расходов, а также контролем за его исполнением. Таким образом, совершенствование пpaктики бюджетирования следует рассматривать как важный инструмент повышения эффективности государственных расходов. Меры совершенствования бюджетного процесса могут оказывать локальный эффект, а могут приводить к радикальным изменениям. Именно к таким изменениям приводит внедрение бюджетирования, ориентированного на результат, или программно-целевого бюджетирования, меняющего в корне не только содержание всех стадий бюджетного процесса, но и саму концепцию управления государственными (муниципальными) расходами. Бюджетирование, ориентированное на результат, является наиболее известным современным методом повышения эффективности бюджетных расходов. В Российской Федерации система бюджетирования, ориентированного на результат, начала набирать свою актуальность с 2004-2006 гг. Актуальность внедрения результативного бюджетирования на уровне государственного образования вызвана необходимостью внесения изменений в существующие подходы к планированию и осуществлению функционирования вузов с происходящими изменениями в экономике и социальной сфере, проводимой административной реформой и объясняется наличием следующих причин:
- традиционные методы повышения эффективности расходов бюджета (в первую очередь открытые конкурсы, усиление финансовой дисциплины и казначейские технологии) пpaктически исчерпали себя и не могут решить проблем несбалансированности бюджета или недостаточно высокого качества бюджетных услуг;
- необходимы радикальные меры по сокращению расходов при одновременном удержании прежних позиций в части достигнутого уровня оказания бюджетных услуг;
- бюджет перестал быть полноценным инструментом управления, возрастают масштабы нецелевого расходования бюджетных средств. Одним из существенных факторов, отрицательно влияющих на эффективность системы управления бюджетными ресурсами муниципального образования, является используемая в настоящее время традиционная затратная модель бюджетирования.
Бюджетирование, ориентированное на результат, позволит муниципальным образованиям прекратить пpaктику затратного финансирования и выбрать приоритетные расходные направления в соответствии с поставленными целями и задачами, заложенными в стратегическом плане развития государственного образования.
Следовательно, переход на программно-целевое бюджетирование требует одновременного реформирования принципов управления - перехода от административных методов к использованию хозяйственной деятельности. Грамотно поставленное бюджетирование позволит решить множество проблем в сфере управления государственным образованием, в том числе позволит оптимизировать ограниченные ресурсы бюджета, повысить результативность функционирования вузов и качество предоставляемых услуг, выявить и проконтролировать финансовые потоки вузов и их подразделений.
Статья в формате PDF 121 KB...
27 04 2024 8:22:23
Статья в формате PDF 249 KB...
26 04 2024 14:16:55
Статья в формате PDF 271 KB...
25 04 2024 13:56:25
Статья в формате PDF 275 KB...
24 04 2024 22:36:56
Статья в формате PDF 121 KB...
23 04 2024 7:34:49
Статья в формате PDF 416 KB...
22 04 2024 17:35:16
Статья в формате PDF 104 KB...
21 04 2024 3:56:32
20 04 2024 19:14:38
Статья в формате PDF 103 KB...
19 04 2024 6:27:37
Статья в формате PDF 124 KB...
18 04 2024 16:28:25
Статья в формате PDF 117 KB...
17 04 2024 20:31:19
16 04 2024 16:54:51
Под наблюдением автора было 298 больных инородными телами желудочнокишечного тpaкта. Обсуждаются вопросы тактики консервативного лечения. В основном тактика консервативная. У поступивших больных спустя 2-3 часа инородные тела удалены эндоскопически 185 (62%), инородные отошли самостоятельно у 88 больных. Однако, 35 (11,7%) больных были оперированы. Поэтому авторами обсуждаются сроки оперативных вмешательств. Сформулирована концепция сроков операций. Больные с перитонитом, кровотечением, непроходимостью, с инородными телами длиной более 13 см оперируются в экстренном порядке, а пациенты с фиксированными инородными телами (диагноз рентгенологически) с клиническими проявлениями (боль, повышение температуры, лейкоцитоз) оперируются в срочном порядке. В несрочном порядке авторы предлагают оперировать больных с фиксированными инородными телами на 5-7 день (диагноз рентгенологически без клинических проявлений). Летальных исходов не было. ...
15 04 2024 6:48:27
Статья в формате PDF 126 KB...
14 04 2024 22:22:59
Статья в формате PDF 101 KB...
13 04 2024 3:39:22
Статья в формате PDF 120 KB...
11 04 2024 15:50:35
Статья в формате PDF 123 KB...
10 04 2024 3:35:30
Статья в формате PDF 110 KB...
09 04 2024 4:51:16
Статья в формате PDF 303 KB...
08 04 2024 16:11:25
Статья в формате PDF 266 KB...
07 04 2024 23:56:57
Статья в формате PDF 315 KB...
06 04 2024 10:45:24
Разработана методика выделения и очистки глюкоамилазы, включающая стадии ультрафильтрации на мембране УФМ-50, осаждения изопропиловым спиртом и гель-хроматографии на сефадексах G-25 и G-150, которая позволила получить гомогенный препарат глюкоамилазы из Saccharomyces cerevisiae ЛВ-7 с 70-кратной степенью чистоты; кажущаяся молекулярная масса фермента 99,8 кДа. ...
05 04 2024 11:29:44
04 04 2024 20:55:49
03 04 2024 17:54:22
02 04 2024 4:45:24
Статья в формате PDF 273 KB...
01 04 2024 19:59:33
Статья в формате PDF 113 KB...
30 03 2024 8:18:25
Статья в формате PDF 263 KB...
29 03 2024 22:29:55
Статья в формате PDF 112 KB...
28 03 2024 0:42:35
Статья в формате PDF 130 KB...
27 03 2024 14:53:44
Статья в формате PDF 135 KB...
26 03 2024 1:27:46
Настоящая работа посвящена экономико-математическому моделированию процесса кадрового обеспечения организации с учетом основных положений и методов индустриально-организационной психологии [1]. ...
25 03 2024 19:54:38
Статья в формате PDF 129 KB...
24 03 2024 8:43:50
Статья в формате PDF 113 KB...
23 03 2024 21:27:54
Статья в формате PDF 125 KB...
22 03 2024 11:13:22
Статья в формате PDF 131 KB...
21 03 2024 2:25:29
Статья в формате PDF 113 KB...
20 03 2024 14:44:42
Статья в формате PDF 217 KB...
19 03 2024 5:19:54
Еще:
Поддержать себя -1 :: Поддержать себя -2 :: Поддержать себя -3 :: Поддержать себя -4 :: Поддержать себя -5 :: Поддержать себя -6 :: Поддержать себя -7 :: Поддержать себя -8 :: Поддержать себя -9 :: Поддержать себя -10 :: Поддержать себя -11 :: Поддержать себя -12 :: Поддержать себя -13 :: Поддержать себя -14 :: Поддержать себя -15 :: Поддержать себя -16 :: Поддержать себя -17 :: Поддержать себя -18 :: Поддержать себя -19 :: Поддержать себя -20 :: Поддержать себя -21 :: Поддержать себя -22 :: Поддержать себя -23 :: Поддержать себя -24 :: Поддержать себя -25 :: Поддержать себя -26 :: Поддержать себя -27 :: Поддержать себя -28 :: Поддержать себя -29 :: Поддержать себя -30 :: Поддержать себя -31 :: Поддержать себя -32 :: Поддержать себя -33 :: Поддержать себя -34 :: Поддержать себя -35 :: Поддержать себя -36 :: Поддержать себя -37 :: Поддержать себя -38 ::