ИДЕИ В.И.ВЕРНАДСКОГО В ПАРАДИГМЕ НООСФЕРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ > Полезные советы
Тысяча полезных мелочей    

ИДЕИ В.И.ВЕРНАДСКОГО В ПАРАДИГМЕ НООСФЕРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ИДЕИ В.И.ВЕРНАДСКОГО В ПАРАДИГМЕ НООСФЕРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Сикорская Г.П. Статья в формате PDF 131 KB

С появлением человеческого общества, на нашей планете начали происходить качественные изменения в биосфере - сфере организованной жизнью. Постепенно, по мнению В.И.Вернадского, биосфера начинает переходить в новое качество, которое было названо им «ноосферой».

Еще в 1904 году В.И. Вернадский высказал мысль о том, что наступит время, когда человечеству придется взять на себя ответственность не только за судьбу общества, но и биосферы в целом, так как ее развитие будет определяться целенаправленной деятельностью человека. И здесь он особую роль отводил научной мысли, говоря о том, что ход научного творчества являеется той силой, которой человек и меняет биосферу.

В.И.Вернадский одним из первых осознал, что человечество стало мощной геологической, возможно космической силой, способной преобразовать природу в больших масштабах. Он отмечал, что человек охватил своей жизнедеятельностью, культурой всю биосферу и стремиться, расширить сферу своего влияния. Отмечая углубление научного проникновения в суть происходящих в природе процессов, В.И.Вернадский был убежден, что ноосферное человечество найдет путь к восстановлению и сохранению экологического равновесия на планете, разработает и осуществит на пpaктике стратегию безкризисного развития природы и общества. При этом он полагал, что человек вполне способен принять на себя функции управления экологическим развитием планеты в целом.

В ХХ веке многие мыслители, представители различных научных направлений обращались к проблеме ноосферы, пытаясь определеить пути ее возникновения и последующего становления. Особую роль в этом сыграли работы нашего соотечественника Н.Н.Моисеева, который сформулировал собственное представление о ноосфере. По его мнениею ноосфера не столько состояние биосферы, сколько эпоха, когда человеческий разум будет способен определить условия, необходимые для обеспечения коэволюции Природы и общества. Коллективная воля людей обеспечит путь в эпоху ноосферы. Необходимые условия для этого он определил как «экологический императив». Впоследствии этот термин получил широкое распространение. Он стал обозначать ту границу допустимой активности человека, которую он не имеет права переступать ни при каких обстоятельствах. Термин «коэволюция» начал означать такое поведение человека, которое имело бы своим результатом не деградацию биосферы, а ее развитие в смысле усложнения самой системы за счет роста числа ее элементов, развития связей и разнообразия организационных форм существования живого вещества планеты.

Н.Н. Моисеев считал, что вступление человечества в ноосферу в принципе возможно тогда, когда логика Человека будет согласована с логикой Природы. Человек при этом будет становиться другим - новым человеком, изменяя, прежде всего себя, а Н.Ф. Реймерс полагал, что управлять люди будут не природой а, прежде всего собой.

Итак, отдаленное или приближенное будущее требует, если мы хотим выжить на Земле и развиваться дальше, перестройки самого человека, а это означает, что без образования в этом процессе не обойтись. Причем и образованию нужна новая парадигма, в которой ведущей идеей станет духовно-нравственный аспект, при котором только и возможно созидательное, а не разрушительное взаимодействие с природой. Таким образом, идеи В.И. Вернадского становятся методологической основой образования.

Начало развития ноосферной парадигмы образования необходимо уже сегодня. Кстати, к этому нас призывал и Н.Н. Моисеев. На одной из педагогических конференций он говорил о том, что очагом ноосферы сегодня может стать школа.

Мы убеждены в том, что ноосферное образование, нашедшее благодатную почву в недрах экологического образования, направлено на формирование коэволюционного миропонимания, во многом определяемом Разумом (коллективным), Волей и Верой человека на развитие гармонии между Миром Природы и Миром Человека. Оно строится на идее активной эволюции, т.е. необходимости нового созидательного этапа развития Мира. Человечество направляет это развитие в соответствии с Разумом и нравственными чувствами.

На основе учения В.И. Вернадского о биосфере и ноосфере, под влиянием взглядов К.Э.Циолковского, А.Л. Чижевского, Л.Н. Гумилева, Концепции устойчивого развития общества, развиваемой Н.Н. Моисеевым, А.Д. Урсулом, Э.В. Гирусовым, Н.М. Мамедовым, нами была разработана теоретическая модель школы ноосферного образования. Определенную роль в ее создании также сыграли идеи космической педагогики К.Н. Вентцеля.

Подчеркнем, что особое внимание в содержании ноосферного образования, мы придаем развитию ноосферного мышления обучающихся, направленного как на осознание места человека в природе, так и научение его созидательным технологиям взаимодействия с социоприродной средой на основе нравственно-этических норм. Освоение окружающего мира идет через проектную деятельность, кросс-культурные взаимодействия, биоадекватные образовательные технологии. Школа ноосферного образования открывает совершенно новые и нестандартные возможности развития личности. Одним из ее достижений является раскрытие и развитие внутренних ресурсов учащихся на основе создания в школе творческой образовательной среды и среды сотворчества в различных видах деятельности.

В контексте теории ноосферной цивилизации, педагогическая система, которую мы конструируем и развиваем, позволит нам формировать творческого человека, осторожного и наблюдательного, волевого и гуманного, проектирующего свою деятельность и способного к самоограничению, умеющего встретиться с неизвестным и не растеряться.

В школе ноосферного образования в контексте ноосферной цивилизации, приоритетными становятся нравстенно-этические нормы и личная ответственность за сохранение природных систем. Гуманизм, который культивируется в школе, распространяется не только на человека и общество, но и весь Мир природы, включая Космос.

Разработанная теоретическая модель школы ноосферного образования реализуется в нескольких школах Уральского Федкрального округа, имеющих весьма интересный опыт создания педагогических систем экологического обучения и воспитания на основе учения о биосфере В.И. Вернадского. Коллективы пеагогов и учащихся школ ноосферной ориентации становятся активными проводниками идей В.И.Вернадского в образовательное прострaнcтво Урала и Сибири, участниками социально-экологического движения «Ноосферная магистраль», которое набирает силу на Урале и в ХМАО.

Мы полагаем, что необходима широкая научно-педагогическая дискуссия по проблемам развития ноосферного образования, обмен опытом пpaктического воплощения в пpaктику образования идей ноосферной цивилизации, поиска новых и дополнительных механизмов воспитания человека, обладающего носферным мышлением, коэволюционным мировоззрением и способного нести ответственность за свое будущее.

Работа представлена на II научную конференцию с международным участием «Современное естественнонаучное образование», 3-10 октября 2004 г., о. Крит (Греция)



ДИНАМИКА ПАРАМЕТРОВ НАДПОЧЕЧНИКОВ ЧЕЛОВЕКА ПРИ СТАРЕНИИ ПО ДАННЫМ РЕНТГЕН КОМПЬЮТЕРНОЙ ТОМОГРАФИИ

ДИНАМИКА ПАРАМЕТРОВ НАДПОЧЕЧНИКОВ ЧЕЛОВЕКА ПРИ СТАРЕНИИ ПО ДАННЫМ РЕНТГЕН КОМПЬЮТЕРНОЙ ТОМОГРАФИИ Методом рентген-компьютерной томографии изучены надпочечники 248 мужчин и 203 женщин зрелого (41 – 60 лет), пожилого (61 – 75 лет) и старческого возрастов (76 и более лет). Установлено, что как форма, так и динамика инволюции надпочечников человека проявляют изменчивость и пoлoвoй диморфизм. Выявлена преимущественная возрастная элиминация субъектов с L-формами надпочечников. Полученные результаты можно интерпретировать в пользу предположения о значительной стабильности макропараметров и наличии высокой морфофункциональной устойчивости надпочечников. ...

28 04 2024 5:47:44

ИНЖЕНЕРНО КОМПЬЮТЕРНЫЕ СИСТЕМЫСИСТЕМЫ XXI ВЕКА

ИНЖЕНЕРНО КОМПЬЮТЕРНЫЕ СИСТЕМЫСИСТЕМЫ XXI ВЕКА Статья в формате PDF 205 KB...

24 04 2024 14:37:41

БРИЛЛЬ ГРИГОРИЙ ЕФИМОВИЧ

БРИЛЛЬ ГРИГОРИЙ ЕФИМОВИЧ Статья в формате PDF 108 KB...

22 04 2024 19:55:29

МГНОВЕННЫЙ РАДИУС. КРУГ ЛАГИРА

МГНОВЕННЫЙ РАДИУС. КРУГ ЛАГИРА Статья в формате PDF 892 KB...

10 04 2024 23:26:51

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ РЕАКТИВНОСТИ АРТЕРИЙ КИШЕЧНИКА И КОНЕЧНОСТИ К МЕЗАТОНУ ПОСЛЕ 30 ДНЕЙ

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ РЕАКТИВНОСТИ АРТЕРИЙ КИШЕЧНИКА И КОНЕЧНОСТИ К МЕЗАТОНУ ПОСЛЕ 30 ДНЕЙ После 30  дней адаптации к холоду прессорное действие мезатона на артериальное русло тонкого кишечника уменьшается исключительно за счет снижения чувствительности а1-адренорецепторов на 21 %, а количество активных а1-адренорецепторов нормализовалось. В артериях конечности изменения чувствительности и количества а1-адренорецепторов артерий к мезатону было противоположно кишечнику. Чувствительность а1-адренорецепторов артерий конечности к мезатону нормализовалась и была равна контролю. А количества активных альфа-1-адренорецепторов артерий кожно-мышечной области к мезатону было меньше контроля на 10,3 %. ...

08 04 2024 10:44:28

БОНДАРЕВ ВЛАДИМИР ИВАНОВИЧ

БОНДАРЕВ ВЛАДИМИР ИВАНОВИЧ Статья в формате PDF 117 KB...

06 04 2024 10:10:42

ПРОПАГАНДА ПРАВОВЫХ ЗНАНИЙ В ВУЗЕ, КОЛЛЕДЖЕ, ШКОЛЕ

ПРОПАГАНДА ПРАВОВЫХ ЗНАНИЙ В ВУЗЕ, КОЛЛЕДЖЕ, ШКОЛЕ Статья в формате PDF 125 KB...

31 03 2024 10:32:54

ВЛИЯНИЕ СТРУКТУРЫ НА ПОТЕРИ В ФЕРРОМАГНЕТИКЕ

ВЛИЯНИЕ СТРУКТУРЫ НА ПОТЕРИ В ФЕРРОМАГНЕТИКЕ Статья в формате PDF 125 KB...

27 03 2024 15:55:47

Статистические закономерности хронологии космонавтики

Статистические закономерности хронологии космонавтики В статье описана и исследована методами математической статистики хронологическая аномалия космонавтики. Обоснован биномиальный закон распределения числа хронологических совпадений. Показано, что вероятность случайного появления рассматриваемых совпадений весьма мала. Метод исследования, применяемый в работе, преимущественно основан на статистическом анализе хронологии при помощи параметризации дат событий и проверки соответствующего критериального свойства. Используются параметры: условные номера дней с начала летоисчисления N, с начала года n и год Г. Основными информативными параметрами являются интервалы времени между событиями.Обоснован биномиальный закон распределения числа хронологических совпадений. Показано, что вероятность случайного появления рассматриваемых совпадений весьма мала. ...

26 03 2024 19:12:53

Еще:
Поддержать себя -1 :: Поддержать себя -2 :: Поддержать себя -3 :: Поддержать себя -4 :: Поддержать себя -5 :: Поддержать себя -6 :: Поддержать себя -7 :: Поддержать себя -8 :: Поддержать себя -9 :: Поддержать себя -10 :: Поддержать себя -11 :: Поддержать себя -12 :: Поддержать себя -13 :: Поддержать себя -14 :: Поддержать себя -15 :: Поддержать себя -16 :: Поддержать себя -17 :: Поддержать себя -18 :: Поддержать себя -19 :: Поддержать себя -20 :: Поддержать себя -21 :: Поддержать себя -22 :: Поддержать себя -23 :: Поддержать себя -24 :: Поддержать себя -25 :: Поддержать себя -26 :: Поддержать себя -27 :: Поддержать себя -28 :: Поддержать себя -29 :: Поддержать себя -30 :: Поддержать себя -31 :: Поддержать себя -32 :: Поддержать себя -33 :: Поддержать себя -34 :: Поддержать себя -35 :: Поддержать себя -36 :: Поддержать себя -37 :: Поддержать себя -38 ::