КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ПОДХОДЫ К МОДЕРНИЗАЦИИ ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ В РЕСПУБЛИКЕ
В новых условиях стратегия обновления образования предусматривает: изменение целей образования (подготовка к сложностям жизни); переход от знаниецентризма к человекоцентризму (развитие личности); изменение содержания образования (увеличение культуроемкости, гуманитаризация, обеспечение вариативного и дифференцированного содержания); разнообразие организационных форм обучения и типов образовательных учреждений; регионализацию образования.
В республике сложилось разнообразие типов и видов общеобразовательных учреждений: гимназия, лицей, школа-сад, кочевая школа в оленеводческих районах, малокомплектная школа в сельской местности и т.д. В каждой из них базовый уровень образования достигается разными путями и способами, в основе которых лежит квалификация учителя, педагога. Все это требует модернизации подготовки педагогических кадров в соответствии со стратегией развития образования.
Разнотипность и разновидность средних общеобразовательных школ обусловливает разноплановую подготовку учителей для работы: в школе начальной ступени, интегрирующей дошкольное и начальное образование, в основной школе второй ступени, в системе предпрофильного и профильного обучения, в школе повышенного типа, с одаренными детьми, с детьми пpaктического склада ума, с дефективными детьми и т.д.
В сельской местности региона Якутии имеется тенденция роста числа малокомплектных школ, к которым относятся большинство общеобразовательных школ, школы-сады, кочевые школы и др. Малокомплектность школы и учителя-предметники широкого профиля - это сопутствующие друг друга явления, т.е. малокомплектная школа не может успешно функционировать без специально подготовленных учителей широкого профиля, которые могут вести два-три учебных предмета.
Другая тенденция развития образования связана с изменением статуса школы от полузакрытого заведения к открытой социальной системе. Все это значительно меняет содержание педагогической деятельности, которая далеко выходит за рамки передачи знаний, умений и навыков ученикам в определенной области знания. Данная тенденция предусматривает осуществление социально-педагогической деятельности в реальной жизни, что требует специально подготовленных педагогов: руководителей кружковой, клубной деятельности, детских объединений, организаторов внеклассной и внешкольной жизнедеятельности школьников, социальных педагогов разных типов и т.д.
При этом стратегию подготовки педагогических кадров определяют следующие основные принципы:
- принцип непрерывности - исходит из глубокой интеграции всех образовательных подсистем, процессов, т.е. предусматривает создание целостной системы как в организационном (интеграция уровней и ступеней образования), так и в содержательном (создание единого образовательного прострaнcтва) аспектах;
- принцип фундаментализации - предусматривает углубление общенаучной, общепрофессиональной подготовки студентов;
- принцип регионализации - основывается на учете природно-хозяй-ственной, социально-экономической, национально-культурной специфики региона в подготовке специалистов;
- принцип модернизации образовательной технологии - предусматривает целостность теоретической и пpaктической подготовки, обеспечивающей развитие и самоутверждение личности специалиста в педагогическом процессе, интегрирующем познавательную, ценностно-ориентировочную, преобразовательную, коммуникативную деятельность, где студенты могут раскрыть все свои потенциальные возможности.
На основе анализа философской, психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, пpaктики средних, высших профессиональных образовательных учреждений в республике разработана модель подготовки педагогических кадров, включающая следующие основные положения:
Университет - центр профессионального образования в регионе. В республике Саха (Якутия) Якутский государственный университет им. М.К.Аммосова является многопрофильным учебным заведением. В многопрофильном вузе, где подготовка специалистов разных направлений и профилей проводится на основе разных принципов и подходов, требуется дифференциация в осуществлении образовательного процесса, обеспечивающая профессиональную подготовку специалистов-педагогов. В связи с этим требуется создание в университете специального подразделения, где готовятся педагоги. Если в классическом университете это невозможно, целесообразно открытие самостоятельного педагогического университета.
Создание единой системы подготовки педагогических кадров в республике, которую хаpaктеризуют:
- допрофессиональная подготовки педагогов в учреждениях общего образования;
- подготовка педагогов разных специальностей в педагогических колледжах;
- осуществление трехуровневой системы подготовки педагогических кадров в вузе (колледжные группы - бакалавриат - магистратура); окончившие колледжи в бакалавриате учатся два года; специалитет после бакалавриата обеспечивает годичную педагогическую пpaктику для углубления и закрепления полученных профессиональных знаний, умений и навыков;
- вариативная подготовка педагогов разных профилей для работы в современных учреждениях образования разного типа, учителей-предметников для работы в профильных классах, в классах с углубленным изучением учебных предметов школ 2 и 3 ступеней, преподавателей лицеев, гимназий, колледжей;
- интеграция магистратуры университета с ИПКРО для повышения научно-педагогической квалификации педагогов.
Индивидуально-творческая подготовка педагогических кадров разных специальностей и квалификаций.
Особенность педагогической профессии состоит в том, что в ее содержании теоретическая подготовка по выбранной отрасли знания, профессионально-пpaктическая подготовка и психологическая готовность к педагогической деятельности составляют примерно одинаковые доли. Специфика педагогического труда - зависимость его результатов от личности учителя, воспитателя, от его индивидуальных возможностей.
Основной задачей подготовки педагога является формирование и развитие его творческой индивидуальности. Личностно-ориентированная модель подготовки педагогических кадров направлена на развитие профессионально важных качеств педагогов. Процесс профессионального становления студентов пройдет через логически взаимосвязанные этапы: предметной ориентировки - усвоение госстандартов учебных дисциплин - осознание гуманистической направленности профессиональной деятельности - выбор индивидуального стиля профессиональной деятельности.
Подготовка таких кадров возможна при ее индивидуализации в рамках специализированного учебного заведения. Будущий специалист в области образования с первых дней обучения в вузе должен целенаправленно готовить себя к профессии педагога. И он может развивать в себе профессиональные качества, лишь повседневно находясь в атмосфере и ситуациях педагогической деятельности, как бы «питаясь» духом этой профессии постоянно.
Таковы принципиальные концептуальные позиции модернизации подготовки педагогических кадров в республике.
Статья в формате PDF 104 KB...
30 04 2024 2:17:43
Статья в формате PDF 134 KB...
29 04 2024 16:48:22
Статья в формате PDF 113 KB...
28 04 2024 5:21:36
Статья в формате PDF 112 KB...
27 04 2024 9:29:52
Статья в формате PDF 116 KB...
26 04 2024 11:39:20
Статья в формате PDF 94 KB...
25 04 2024 9:30:33
Статья в формате PDF 146 KB...
23 04 2024 3:42:49
Статья в формате PDF 113 KB...
22 04 2024 9:22:12
Статья в формате PDF 105 KB...
21 04 2024 17:10:43
Статья в формате PDF 136 KB...
20 04 2024 5:24:38
Статья в формате PDF 300 KB...
19 04 2024 9:52:26
Статья в формате PDF 235 KB...
18 04 2024 11:45:38
Приведены закономерности рангового распределения по рейтингу 110 стран, среди них Россия занимала 49-е место. Для анализа были приняты показатели: 1) инновационные затраты/суммарный балл; 2) инновационная эффективность/суммарный балл); 3) инновационная эффективность/инновационные затраты. Сравнение показывает весьма скромную инновационную активность России, но при этом значения всех трех относительных показателей инновационной активности у России положительные или позитивные. Только изобретения имеют мировую новизну и достаточно высокую конкурентоспособность, а полезные модели нужны в основном для внутреннего употрeбления. В итоге в стране образуется так называемый инновационный крест. Динамика изобретений куда значимее, если при этом снизить справедливое в неспокойной экономике колебательное возмущение изобретателей. ...
17 04 2024 13:26:44
Статья в формате PDF 116 KB...
16 04 2024 8:40:37
Статья в формате PDF 115 KB...
15 04 2024 13:15:11
Статья в формате PDF 172 KB...
14 04 2024 15:36:57
Статья в формате PDF 266 KB...
13 04 2024 11:12:35
Статья в формате PDF 364 KB...
12 04 2024 21:43:32
Статья в формате PDF 121 KB...
11 04 2024 23:49:12
Статья в формате PDF 113 KB...
10 04 2024 5:10:53
09 04 2024 3:12:55
08 04 2024 10:36:25
07 04 2024 16:32:13
06 04 2024 8:42:21
Статья в формате PDF 498 KB...
05 04 2024 11:46:28
Статья в формате PDF 110 KB...
04 04 2024 4:12:51
Статья в формате PDF 119 KB...
03 04 2024 3:52:36
Статья в формате PDF 127 KB...
02 04 2024 6:44:25
Статья в формате PDF 294 KB...
01 04 2024 14:37:44
Статья в формате PDF 150 KB...
31 03 2024 7:35:32
Статья в формате PDF 111 KB...
30 03 2024 23:15:32
Статья в формате PDF 117 KB...
29 03 2024 16:57:28
Статья в формате PDF 351 KB...
28 03 2024 2:14:32
Статья в формате PDF 243 KB...
27 03 2024 18:57:53
Статья в формате PDF 112 KB...
26 03 2024 16:11:57
Статья в формате PDF 104 KB...
24 03 2024 1:11:34
Еще:
Поддержать себя -1 :: Поддержать себя -2 :: Поддержать себя -3 :: Поддержать себя -4 :: Поддержать себя -5 :: Поддержать себя -6 :: Поддержать себя -7 :: Поддержать себя -8 :: Поддержать себя -9 :: Поддержать себя -10 :: Поддержать себя -11 :: Поддержать себя -12 :: Поддержать себя -13 :: Поддержать себя -14 :: Поддержать себя -15 :: Поддержать себя -16 :: Поддержать себя -17 :: Поддержать себя -18 :: Поддержать себя -19 :: Поддержать себя -20 :: Поддержать себя -21 :: Поддержать себя -22 :: Поддержать себя -23 :: Поддержать себя -24 :: Поддержать себя -25 :: Поддержать себя -26 :: Поддержать себя -27 :: Поддержать себя -28 :: Поддержать себя -29 :: Поддержать себя -30 :: Поддержать себя -31 :: Поддержать себя -32 :: Поддержать себя -33 :: Поддержать себя -34 :: Поддержать себя -35 :: Поддержать себя -36 :: Поддержать себя -37 :: Поддержать себя -38 ::